Транспортировка пчёл
В повышении продуктивности пчелиных семей огромную роль играют кочевки пасек к местам медосбора — дикорастущим медоносам и энтомофильным сельскохозяйственным культурам. В течение сезона передовые пчеловоды два-три и более раз перевозят пасеки на медосбор и опыление.
Выбор места под точок, подготовка семей и транспортировка — ответственные технологические приемы.
Для определения оптимальных условий транспортировки мы определяли температуру воздуха в гнездах семей, разных по силе, на пасеке и при транспортировке автомашинами; изучали метеорологические факторы в зоне сбора меда с белой акации в условиях лесостепи Украины.
Работу проводили на учебно-опытной пасеке Украинской сельскохозяйственной академии с мая по август 1990 г. Были сформированы две группы семей в многокорпусных ульях: сильные имели по 14—15 рамок печатного расплода и 4,5-5 кг пчел, средние — по 10—12 рамок расплода и 3,5—4 кг пчел.
Температуру воздуха измеряли в расплодной части гнезда и на периферии. Датчики температуры размещали в центре средней улочки и между первым и вторым корпусами. При транспортировке семей подсоединяли кабель и выводили его в кабину автомобиля к экспериментатору.
Температуру и относительную влажность атмосферного воздуха измеряли через каждый час в течение суток и отмечали резкие перепады между дневными и ночными их значениями.
Температура окружающего воздуха днем колебалась от 19,7 до 28,5°С, ночью она снижалась до 16,5° С. Относительная влажность воздуха днем была на уровне 78—55%, ночью удерживалась в пределах 95%.
Температура воздуха в расплодной части сильных семей колебалась от 34,2 до 35'С и от 33,2 до 35°С в семьях средней силы. При этом в последних температура воздуха в улье в значительной степени зависела от колебаний ее в наружном воздухе, особенно ночью. Утром она была на 0,6—0,9°С ниже, чем в сильных семьях.
В период изучения особенностей транспортировки семей их перевозили на различные расстояния при разной температуре воздуха.
Надрамочное пространство улья мы увеличивали с помощью подкрышников высотой 100 мм с вентиляционной рамой.
Измерение температуры воздуха в расплодной части гнезда в период транспортировки на различные расстояния показало, что выбор времени суток и температура воздуха атмосферы оказывают решающее влияние на температурный режим в ульях.
Во время транспортировки семей в утренние часы (с 4 до 8) при температуре наружного воздуха 15—16°С и скорости движения автомобиля 50— 60 км/ч мы не установили существенных изменений в температурном режиме в ульях сильных семей. Температура воздуха в расплодной части гнезд перед погрузкой ульев в автомобиль была в пределах 34,4— 34,6°С, в семьях средней силы — 33,4—33,6°С. В течение первого часа транспортировки температура воздуха в ульях повысилась приблизительно на 1 °С и в сильных семьях к концу перевозки была на уровне 35,6°С. В семьях средней силы к третьему часу транспортировки она снизилась до 31,0—31,5°С и удерживалась на таком уровне до ее конца.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что транспортировка сильных семей при 15—16° С не вызывает существенного изменения температуры в расплодной части гнезда. В средних по силе семьях температура воздуха в этом месте резко понижалась.
Транспортировка пасек при высоких температурах атмосферного воздуха в дневное время неблагоприятно влияет на микроклимат гнезда, особенно сильных семей. При температуре воздуха 23—30°С и длительной транспортировке (более 5 ч) наблюдаются резкие изменения температурного режима в расплодной части гнезд.
Если перед погрузкой ульев в автомашину температура воздуха около расплода в сильных и средних по силе семьях была одинаковой (35—35,5°С), то в первые три часа транспортировки в сильных семьях она повысилась до 38—41°С (наружная температура воздуха за это время достигла 29°С), а в семьях средней силы была не выше 36,5° С и удерживалась на этом уровне до конца перевозки. В сильных семьях к пятому часу транспортировки она снизилась до 36—35,5°С, а в дальнейшем снова повысилась до 37—38°С.
- 8160 просмотров