Соединительные муфты
Соединительные муфты на тракторах, служащие для передачи вращения от муфты сцепления к коробке передач, бывают жесткими и упругими.
Жесткие муфты. На тракторе Т-25 при изготовлении и сборке обеспечивается весьма точная соосность вала 14 (см. рис. муфта трактора Т-25) муфты сцепления и первичного вала 21 коробки передач. А так как двигатель и корпус силовой передачи соединены литым корпусом повышенной жесткости, то валы 14 и 21 оказалось возможным соединить не упругой, а жесткой муфтой 22.
Соединительные муфты тракторов:
а — Т-25; б — Т-74; в — MT3-50; 1 — боковина; 2 — шпонка; 3— болт; 4—стопорные кольца; 5 и 14 — наружные вилки; 6 — резиновая втулка; 7 —диск; 8— стальная втулка; 9 — заглушка; 10 — внутренняя вилка; 11 — труба; 12— уплотнение; 1З— вал; 15 — сетчатый каркас; 16 — вал муфты сцепления; 17 — крышка в перегородке корпуса силовой передачи; 18 — болт; 19 и 21—крестообразно расположенные вилки; 20 —прижим; 22 — резиновая подушка
Она состоит из двух совместно обработанных боковин 1 (рис. а), которые установлены на концах соединяемых валов на шпонках 2 и стянуты болтами 3. Стопорные кольца 4 фиксируют муфту на валах. Удары, возникающие в силовой передаче при резком изменении нагрузки, поглощаются благодаря закручиванию длинного тонкого вала муфты сцепления, который обладает хорошей упругостью.
Упругие муфты. Такие муфты с резиновыми элементами позволяют передавать вращение при некотором нарушении соосности валов, а также могут поглощать удары, возникающие в силовой передаче вследствие резкого изменения нагрузки.
На тракторе Т-74 применяют составной телескопический вал с двумя упругими муфтами (рис. б).
Резиновые втулки 6 муфт заложены в гнезда между склепанными стальными дисками. Внутри втулок завулканизированы сетчатые каркасы 15, а в них с большим натягом запрессованы стальные втулки 8. Упругие муфты вставлены между вилками, которые стянуты шплинтуемыми болтами, пропущенными сквозь резиновые втулки. При этом две наружные вилки 5 я 14 надеты на шлицы вала муфты сцепления и вала коробки передач, а две внутренние сделаны как одно целое с составными частями соединительного вала.
Подобные соединительные валы применяют на тракторах ДТ-75 (см. рис. муфта сцепления трактора ДТ-75) и Т-4.
На тракторе МТЗ-50 вал муфты сцепления соединяется с первичным валом коробки передач также посредством упругой муфты (рис. в). Она образована крестообразно расположенными вилками 19 и 21, изготовленными как одно целое с валом 16 муфты сцепления и шлицевой ступицей, соединяемой с первичным валом коробки передач. Между вилками заложены резиновые подушки 22, удерживаемые от выпадания штампованными прижимами 20, которые привинчены болтами 18 к вилкам.
- 12933 просмотра