Промежуточная передача

У большинства тракторов между коробкой передачи и конечными передачами заднего моста расположена промежуточная передача, состоящая из пары конических шестерен: малой — ведущей и большой — ведомой.

Эти шестерни снижают число оборотов и соответственно увеличивают передаваемый крутящий момент. Коническая форма шестерен позволяет передавать вращение с продольного вала коробки передач на поперечный вал заднего моста, расположенный параллельно оси ведущих колес трактора.

У тракторов с поперечным расположением валов в коробке передач промежуточная передача состоит из двух пар шестерен — конических и цилиндрических.

Конические шестерни бывают с прямыми и спиральными зубьями. Последние работают более плавно, меньше изнашиваются, однако они требуют более тщательной регулировки и сложнее в изготовлении.

После механической и термической обработки пару шестерен со спиральными зубьями прикатывают, поэтому их поставляют в запасные части только парными комплектами. Иногда на обе шестерни наносят одинаковые метки комплектности.

 схема промежуточной передачи трактора и отпечаток контакта зубьев 

Схема промежуточной передачи (а) и отпечаток контакта зубьев (б):

1, 6 и 16 — регулировочные прокладки; 2 — гайки; 3 и 13 — конический подшипник; 4, 9 и 14 — стакан подшипника; 5 — вал ведомой шестерни; 7—болты; 8—ведущая шестерня; 10 — шариковый подшипник; 11 и 12 — корпуса; 15 — гайки; 17 — ведомая шестерня

Конические шестерни промежуточной передачи у  тракторов работают нормально только тогда, когда вершины их конусов совпадают с точкой пересечения осей валов (точка 0 на рис.), оси шестерен перпендикулярны и между профильными поверхностями зубьев выдержан определенный зазор (у неизношенных шестерен 0,2—0,5 мм).

Правильное зацепление шестерен обеспечивается высокой точностью изготовления и тщательной сборкой. Для регулировки положения шестерен у большинства тракторов применяют прокладки Если удалить прокладки 6 и подтянуть болты 7 фланца стакана 9, то ведущая шестерня 8 сместится назад и зазор между зубьями в зацеплении уменьшится.

Положение ведомой шестерни 17 изменяют перестановкой прокладок 1 и 16 с одной стороны на другую. Если прокладки 1 вынуть из-под фланца стакана 4 и добавить их к прокладкам 16, то подшипники вместе с валом и шестерней сместятся вправо.

Эти же прокладки 1 к 16 используют и для регулировки зазоров в конических подшипниках. Если из-под фланца удалить одинаковое число прокладок 1 и 16, то положение шестерни 17 не изменится, а зазор в подшипниках уменьшится.

В том случае, когда вал ведомой шестерни опирается на шариковые или один шариковый и другой роликовыи цилиндрическии подшипники, прокладки используют только для регулировки зазора между зубьями шестерен, причем иногда их устанавливают с одной стороны. На некоторых тракторах для регулировки зацепления конических шестерен промежуточной передачи и зазоров в подшипниках применяют регулировочные гайки.

В процессе работы нормальное зацепление шестерен постепенно нарушается вследствие износа зубьев и подшипников. При износе подшипников шестерни отходят друг от друга, что приводит не только к увеличению зазора между зубьями, но и к нарушению правильного взаимного положения шестерен, так как вершины конусов смещаются с точки пересечения осей валов. Поэтому необходимо периодически проверять зазор в подшипниках и зацепление шестерен по отпечатку контактов зубьев.

Для проверки зацепления зубцы одной из шестерен смазывают тонким слоем краски, а затем повертывают шестерню в обе стороны. Отпечаток контакта, полученный на зубе, должен занимать не менее половины его длины и располагаться так, как показано на рис. 6. При необходимости проводят регулировку.

Уменьшая зазор в подшипниках, пропорционально уменьшают и боковой зазор между зубьями шестерен. Но он будет все же больше первоначального, так как в процессе работы увеличивается вследствие износа не только подшипников, но и зубьев шестерен.

Если между зубьями изношенных шестерен установить такой же зазор, как и у новых (например, перестановкой прокладок из-под фланца стакана 4 под фланец стакана 14), то вершины их конусов окажутся сдвинутыми от точки пересечения осей валов, т. е. будет нарушено одно из главных условий нормальной работы шестерен. Поэтому у работавших шестерен допускаются зазоры, увеличенные в 5—10 раз по сравнению с зазорами у новых шестерен.

Когда валы установлены в нерегулируемых шариковых подшипниках, то изменять первоначальное положение шестерен не рекомендуется.

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Рекомендуемые статьи
В объявлениях