Коленчатый вал

Коленчатый вал в двигателе трактора воспринимает передаваемые шатунами от поршней силы давления газов. Эти силы создают крутящий момент двигателя. Коленчатый вал имеет шатунные 10 (рис. ниже) и коренные 12 шейки, щеки 11, носок 9 (передняя часть) и хвостовик 14 (задняя часть).

коленчатые валы и коренные подшипники в двигателях тракторов

Коленчатые валы и коренные подшипники:

а — вкладыши коренного подшипника; 6 — коленчатый вал двигателя Д-50 с коренными подшипниками и деталями крепления на валу; в — схема крепления маховика на фланце вала; г — схема крепления маховика на шейке вала: д — схема фиксации коленчатого вала от осевого перемещения упорными кольцами среднего (двигатели СМД -14, Д-37М, Д-37Е и Д-21) или заднего (двигатели Д-50, АМ-01 и АМ-41) подшипника; е — схема фиксации коленчатого вала двигателя Д-108 от осевого перемещения упорным диском; коленчатые валы двигателей: ж-СМД-14, з — Д-37Е, и — Д-21, к — Д-108; 1 — верхнее упорное полукольцо; 2 — нижнее упорное полукольцо; 3— верхний вкладыш; 4 — нижний вкладыш; 5 — болт для проворачивания коленчатого вала; 6 — шкив привода вентилятора, водяного насоса и генератора; 7 — шестерня привода масляного насоса; 8 — шестерня распределения; 9 — носок вала; 10 — шатунная шейка вала; 11 — щека вала; 12 — коренная шейка вала; 13 — полость для центробежной очистки масла; 14 — хвостовик вала; 15 — маховик; 16 — постель блок-картера; 17 — стопорный штифт кольца; 18 — упорный диск; 19 — дистанционная втулка; 20 — крышка коренного подшипника; 21— плиты вала; 22— болт крепления маховика; 28— блок-картер двигателя; 24 — канал для подвода масла к валу; 25 — храповик; 26 — маслоотражатель; 27 — маслосгонная резьба; 28— корпус уплотнения; 29— установочный штифт маховика; 30 — прикрепленный противовес; 31 — прилив (утолщение) шкива для уравновешивания механизма; 32 — прилив (утолщение) маховика; 33 — маслосгонная резьба носка коленчатого вала; 34 — гайка крепления шестерни; 35 — трубка для отвода масла из полости шейки вала; 36 — пальцы маховика; 37 — шлицевая втулка привода вала отбора мощности; 38 — зубчатый вениц маховика; 39 — сальник


коленчатые валы и коренные подшипники в двигателях тракторов, фото и схема

Шатунных шеек (у тракторных двигателей, цилиндры которых расположены в один ряд) столько же, сколько и шатунов. Шейки вращаются в скользящих подшипниках. Число коренных шеек на единицу больше, чем шатунных шеек.

Коленчатые валы дизельных двигателей изготовляют из стали или высокопрочного чугуна (двигатель СМД-14). Шатунные и коренные шейки обрабатывают с большой точностью, поверхность их закаляют, а затем шлифуют и полируют.

В шейках и щеках сверлят каналы для подвода смазки к шатунным и коренным подшипникам, а также полости 13 (грязеуловители) для центробежной очистки масла.

Переход от шеек к щекам плавный, называют его гантелью. Гантели уменьшают напряжение металла.

Чтобы все части коленчатого вала были сбалансированы относительно его оси, с более тяжёлых щек участков часть металла удаляют, спиливая его наждачным камнем или высверливая.

Как указывалось ранее, при работе двигателя в кривошипно-шатунном механизме возникают центробежные силы и силы инерции. Они передаются коленчатому валу и приводят к повышенным нагрузкам на его подшипники.

Для уменьшения действия центробежных сил на подшипники (при большой скорости вращения вала они достигают значительной величины) валы двигателей Д-21, Д-37Е, Д-108 и АМ-01 имеют противовесы, расположенные на щеках со стороны, противоположной шатунным шейкам вала. Четвертая шейка коленчатого вала двигателя АМ-41 круглой формы, на нее напрессован зубчатый венец привода механизма уравновешивания.

На переднем конце коленчатых валов закреплены одна или две шестерни 7 и 8, маслоотражатель 26, распорная втулка или шкив 6, храповик 25 для проворачивания коленчатого вала рукояткой или болт 5 с шестигранной головкой (двигатель Д-50) под ключ. На этом конце вала двигателя Д-108 закреплен упорный диск 18.

Чтобы масло не вытекало из картера двигателя трактора, в местах выхода концов коленчатого вала установлены сальники 39, маслоотражатели 26 или нарезана резьба 27 и 33, сгоняющая масло в картер.

На шейке хвостовика коленчатого вала или его фланце (двигатели СМД-14, Д-108, АМ-01, АМ-41) установочными штифтами 29 и болтами крепится маховик 15. В торце хвостовика валов всех двигателей, кроме Д-108 и Д-50, сделана расточка для установки подшипника вала муфты сцепления, а у двигателя АМ-01, кроме того, и шлицевой втулки 37 привода вала отбора мощности.

Скользящие подшипники коренных шеек коленчатого вала всех дизельных двигателей изготовлены так же, как и шатунные, в виде тонкостенных стальных вкладышей, изнутри покрытых антифрикционным сплавом. От вкладышей шатунных подшипников они отличаются главным образом размерами. Один (Д-21, Д-37М, Д-37Е, Д-50) или все верхние вкладыши имеют отверстия для подвода масла к подшипникам и канавки, по которым масло отводится в каналы вала и распределяется по шейкам.

Осевое перемещение коленчатого вала всегда ограничивается только в одном месте: диском 18 переднего конца вала (двигатель Д-108) либо полукольцами 1 и 2 коренного среднего (двигатели Д-21, Д-37М, Д-37Е, СМД-14) или заднего подшипника (двигатели Д-50, АМ-41, АМ-01).

Виды сельскохозяйственной деятельности: