Двойные муфты сцепления
Муфта сцепления трактора Т-40. Двойные муфты на тракторах представляют собой конструктивное объединение главной муфты, передающей крутящий момент ведущим колесам, и муфты вала отбора мощности (ВОМ).
Такое устройство дает возможность получить так называемый независимый привод ВОМ, который позволяет останавливать и пускать трактор без остановки ВОМ и наоборот.
Наиболее отчетливо эта особенность выражена в конструкции муфты сцепления трактора Т-40 (рис.).
Муфта сцепления трактора Т-40:
1 — упор; 2 — стакан пружины; 3 — нажимная пружина; 4 — маховик; 5 — ведомый диск главной муфты сцепления; 6 — роликовый подшипник; 7 — вал главной муфты сцепления; 8 и 24 — шариковые подшипники; 9— ведомый диск муфты независимого привода ВОМ; 10 — нажимной диск главной муфты сцепления; 11 — отжимной болт; 12 — ведущий палец; 13 — нажимной диск муфты независимого привода ВОМ; 14 — ведущий опорный диск муфты независимого привода ВОМ; 15 — болт; 16 — сухарь рычага; 17—прорезная гайка; 18 — палец рычага; 19 — отжимной рычаг главной муфты сцепления; 20 и 38 — отжимные шариковые подшипники; 21 — вилка выключения главной муфты; 22 — вилка выключения муфты независимого привода ВОМ; 23 — валик вилки; 25 — трубчатый вал муфты сцепления независимого привода ВОМ; 26 — рычаг блокировки; 27 — крышка; 28 — стакан подшипника; 29 — ведущая коническая шестерня; 30 — полый вал синхронного привода ВОМ; 31 — задний ВОМ; 32 и 34 — шестерни синхронного и независимого привода заднего и бокового ВОМ; 33 — зубчатая муфта; 35 — кронштейн отводок выключения; 36 — отводка, выключающая главную муфту сцепления; 37 — отводка, выключающая муфту независимого привода ВОМ; 39 — корпус муфты сцепления; 40 — нажимной болт; 41 — отжимной рычаг муфты независимого привода ВОМ; 42 — палец рычага
Диски муфты расположены в расточке маховика 4, закрытой опорным диском 14. Внутренняя сторона опорного диска, как и у маховика, служит рабочей поверхностью трения.
Нажимные диски 10 и 13 соединены ведущими пальцами 12 с маховиком и отжимаются друг от друга двенадцатью пружинами 3, установленными в стаканах 2. Благодаря этому диск 10 прижимает ведомый диск 5 главной муфты к маховику, а диск 13 прижимает ведомый диск 9 муфты независимого привода ВОМ к опорному диску.
Ведомый диск 5 установлен на шлицах вала 7. Впереди вал опирается на шариковый подшипник 8, установленный в расточке торца коленчатого вала. Задний конец вала 7 вставлен в шлицевую ступицу шестерни 29, передающей вращение на коробку передач.
Ведомый диск 9 надет на шлицы трубчатого вала 25, опирающегося через роликовый подшипник 6 на главный вал. На заднем конце вала 25, пропущенном сквозь подшипник 24, нарезаны зубья шестерни, которая зацепляется с шестерней 34 независимого привода ВОМ.
Сквозь совпадающие отверстия ведущих и опорного дисков пропущены три отжимных болта 11, которые соединяются с отжимными двуплечими рычагами 19 главной муфты сцепления. В промежутках между рычагами 19 по окружности муфты размещены три одноплечих рычага 41. Эти рычаги шарнирно (посредством пальцев 42) присоединены к проушинам, отлитым за одно целое с опорным диском. На рычагах установлены фигурные гнутые пружины, благодаря которым нажимные болты 40, ввинченные в рычаги, оказываются постоянно прижатыми к торцам упоров 1, которые ввинчены в нажимной диск 13.
Механизм управления имеет две отводки и две педали, расположенные рядом. Когда нажимают на правую педаль, вилка 21 передвигает отводку 36 по хвостовику кронштейна 35, привинченного к перегородке корпуса. Отводка посредством подшипника 20 нажимает на три рычага 19 и через отжимные болты 11 оттягивает назад диск 10. Благодаря этому освобождается ведомый диск 5 главной муфты.
Внутри кронштейна вставлена еще одна отводка. 37, выполненная в виде длинной втулки и соединенная с вилкой 22. Когда нажимают на левую педаль, эта отводка своим подшипником 38 давит на три отжимных рычага 41. Поворачиваясь на пальцах 42, рычаги нажимными болтами 40 давят на упоры 1 и отводят диск 13 вперед, вследствие чего освобождается ведомый диск 9 муфты независимого привода ВОМ.
Отжимные подшипники 20 и 38 смазывают только при изготовлении, а роликовый 6 и шариковый 8 — только при сборке трактора. Поверхности скольжения отводок смазывают солидолом через масленку с левой стороны корпуса муфты. При смазке надо делать шприцем по 5—8 нагнетаний.
Нормальному зазору между отжимными рычагами и отводками обеих муфт, равному 4 мм, соответствует свободный ход педалей 35—40 мм. Зазор регулируют изменением длины соединительных тяг, когда запас регулировки тягами исчерпан — вращением прорезных гаек 17 и нажимных болтов 40.
Муфта сцепления самоходного шасси Т-16М. Эта муфта также представляет собой объединение двух муфт, которые управляются не двумя, а одной педалью. Это позволяет останавливать шасси без остановки ВОМ. Выключить же ВОМ без остановки шасси здесь невозможно.
Муфта сцепления самоходного шасси Т-16М:
1 — маховик; 2 — отжимной рычаг; 3 — отжимной подшипник; 4 — регулировочный болт; 5 — трубчатый вал; 6 — рычаг; 7 —вилка; 8 — отводка; 9 — кронштейн отводки; 10 — регулировочные прокладки; 11 — стакан; 12, 13, 21 и 23 — подшипники; 14 — вал; 15 — шайба; 16 — шпилька; 17 и 20 — пружины; 18 — кожух; 19 — стакан пружины; 22 — шлицевая ступица; 24 — ведомый диск главной муфты; 25—промежуточный диск; 26 — ведомый диск муфты ВОМ; 27— нажимной диск; 28 — ограничительный штифт; 29 — упорный болт; 30 — направляющий кулачок
Ведущая часть муфты сцепления состоит из штампованного кожуха 18 (рис.), привинченного к маховику, промежуточного 25 и нажимного 27 дисков. Оба диска имеют по три выреза, в которых находятся направляющие кулачки 30, прикрепленные к маховику. В диск 25 запрессованы три ограничительные штифта 28, выступающие концы которых свободно проходят через отверстия в нажимном диске. Против штифтов расположены болты 29.
Диски 24 и 26 ведомой части муфты установлены соответственно на главном валу 14 и на трубчатом валу 5. Оба диска стальные, с фрикционными накладками.
Главный вал выполнен как одно целое с конической шестерней, от которой передается движение на коробку передач. Он опирается на шариковый подшипник 23, находящийся в торце коленчатого вала, и шариковый подшипник 12, установленный в расточке стакана 11. Этот стакан центрирован посадочным пояском в расточке перегородки корпуса трансмиссии. Его фланец и фланец кронштейна 9 притянуты к перегородке корпуса болтами. Стальные прокладки 10 под фланцем стакана служат для регулировки зацепления конических шестерен.
Трубчатый вал 5 вращается в двух шариковых подшипниках. Подшипник 13, установленный в расточке стакана 11, удерживается на валу двумя стопорными кольцами, а подшипник 21 опирается на посадочный поясок главного вала. На заднем утолщенном конце трубчатого вала имеются шлицы, по которым может перемещаться ведомый диск 26. Передний конец трубчатого вала выполнен в виде цилиндрической шестерни, которая находится в зацеплении с шестерней, установленной на валу отбора мощности.
Все диски муфты сжаты усилием девяти пружин 20, находящихся в стаканах 19 кожуха. Ведомый диск 26 дополнительно зажат между нажимным и промежуточным дисками усилием пружин 17, установленных на шпильках 16 и упирающихся одним концом в нажимной диск, а другим — в шайбы 15, закрепленные на шпильках.
Механизм управления муфтой сцепления подобен рассмотренным ранее. Когда нажимают на педаль, движение через тягу, рычаг 6 и вилку 7 передается отводке 8. Она перемещается назад (на рисунке влево) и, нажимая на три рычага 2, отводит нажимной диск 27. Поскольку диски 25, 26 и 27 сжаты пружинами 17, то они сначала перемещаются все вместе. При этом освобождается только ведомый диск 24 и останавливается главный вал 14, а ведомый диск 26, зажатый между ведущими дисками, продолжает вращаться вместе с трубчатым валом и передает движение ВОМ.
Совместное перемещение дисков 25, 26 и 27 продолжается лишь до тех пор, пока диск 26 своими ограничительными штифтами 28 не дойдет до трех упорных болтов 29, ввинченных в кожух. Если продолжать нажимать на педаль, то назад будет отходить лишь один диск 27, преодолевая при этом сопротивление не только пружин 20, но и пружин 17. Таким образом освободится ведомый диск 26 и прекратится передача вращения к ВОМ.
Подшипник 23, а также поверхность трения отводки 8 смазывают только при сборке. К подшипникам 12, 13 и 21 смазка проникает из корпуса силовой передачи.
Регулировка муфты сцепления. Зазор между отжимными рычагами и подшипником 3 устанавливают в пределах 2,5— 2,8 мм. В процессе эксплуатации его регулируют, изменяя длину соединительной тяги. Когда запас регулировки тягой исчерпан, величину зазора изменяют вращением болтов 4 отжимных рычагов так, чтобы разница зазора для отдельных рычагов не превышала 0,1 мм. Зазор между ограничительными штифтами 28 и болтами 29 должен быть 2,0— 2,3 мм. Для этого болты завинчивают до упора и, отвернув их на два оборота, стопорят контргайками.
- 59952 просмотра