Задний мост трактора Т-100М

В отличие от заднего моста трактора Т-74 задний мост трактора Т-100М больших размеров, у него есть гидравлический усилитель выключения муфт поворота, тормоза плавающего типа и двухступенчатые конечные передачи.

Механизмы заднего моста размещены в корпусе, сваренном из стальных листов. Перегородки корпуса несъемные, поэтому для облегчения монтажа механизмов вал заднего моста сделан разъемным, он состоит из трех частей. Фланцевое соединение отдельных частей вала позволяет вынимать и устанавливать муфты поворота через верхние люки корпуса.

Вал заднего моста вращается в конических роликовых подшипниках. Зазор в подшипниках регулируют стальными прокладками, заложенными под фланцы стаканов подшипников. Этими же прокладками регулируют и зацепление спиральных конических шестерен промежуточной передачи.

Муфты поворота имеют по 10 пар дисков, сжимаемых силой шестнадцати пружин (по две на каждой шпильке). Выключают муфты рычагами управления через гидравлический усилитель.

схема механизма управления трактора Т-100М

Схема механизма управления трактора Т-100М:

1 — рычаги управления; 2—штанга; 3 — толкатель; 4 — пружина; 5 — золотник; 6 — гильза; 7 — поршень; 8, 10— рычаг; 9—валик; 11 — регулировочная гайка; 12 — нажимной диск; 13 — ведущий диск. 14 — ведомый диск; 15 — ведущий барабан; 16—ведомый барабан; 17 — отводящий рычаг; 18 — опорная планка; 19 — отводка; 20 — соединительный палец; 21—вал заднего моста

Схема взаимодействия рычагов управления показана на рисунке. Когда рычаг 1 оттягивают назад, штанга 2 через детали гидроусилителя — толкатель 3, золотник 5 и поршень 7—нажимает на рычаг 8 и поворачивает его вместе с валиком 9 и рычагом 10. Отводящий рычаг 17, соединенный с рычагом 10 и с отводкой 19, шаровой головкой свободно вставлен в отверстие опорной планки 18, приваренной к корпусу. Поворачиваясь на шарнире, посредством отводки 19 он оттягивает нажимной диск 12 и таким образом выключает муфту поворота.

Для преодоления сопротивления пружин муфты поворота, равного 1300 кгс, к рычагу 1 нужно приложить усилие около 35 кгс. Чтобы облегчить управление, в полость поршня 7 во время выключения муфты поворота насосом нагнетается масло. Под действием давления масла поршень отходит назад и уменьшает усилие на рычаге до 5 кгс.

гидравлический усилитель трактора Т-100М

Гидравлический усилитель трактора Т-100М:

Устройство (а); схема работы при движении прямо (б); поворот налево (в);
1 — корпус; 2 — нагнетательный канал; 3 — пробка; 4 — толкатель; 5 — уплотнение; 6 — направляющая втулка; 7, 29, 30 — пружины; 8 — чехол; 9 — штанги; 10 — вторичный фильтр; 11 — шестерня привода насоса; 12 - резервуар; 13 — приводной валик; 14 — канал; 15 — шлицевал муфта; 16 — корпус насоса; 17 — ведомая шестерня насоса; 18 — ведущая шестерня насоса; 19 — крышка корпуса насоса; 20 — кожух насоса; 21 — сливной канал; 22 — заглушка; 23, 27, 37 — рычаг; 24 — валик; 25 — шлицевая муфта; 26 — втулка; 28 — головка золотника; 31 — обратный клапан; 32 — фильтр; 33 — пробка заливной горловины с сапуном; 34 - поршень; 35 — гильза; 36 — золотник; 38 — крышка; 39 — отверстия в поршне; 40 — полость гнезда поршня; 41 — сверление головки золотника; 42 — сверление золотника; 43 — сверление гильзы

Гидравлический усилитель трактора Т-100М закреплен на корпусе заднего моста. Его детали смонтированы в чугунном корпусе 1 (рис.). Снизу к нему привинчен резервуар 12 для масла вместе с кожухом 20 масляного насоса. В расточках корпуса запрессованы две гильзы 35, в которые свободно, но с небольшими зазорами, вставлены золотники. На выступающие концы гильз надеты поршни. Поверхности этих деталей тщательно обрабатывают, цементируют и закаляют. Кольцевые выточки гильз расположены против поперечных сверлений в корпусе.

В продольном сверлении золотника заложены обратный клапан 31 с пружиной 30 и запрессована головка 28. Пружиной 29, установленной в гнезде головки и упирающейся в донышко поршня, золотник прижимается к торцу толкателя 4.

Рычаги 27 и 37 надеты на шлицевые муфты 25, которые свободно поворачиваются во втулках 26, запрессованных в корпусе. В муфты вставляются валики 24 с рычагами 23, соединяемые через тяги с отводящими рычагами.

Шестеренчатый масляный насос присоединен к задней стенке резервуара 12 и закрыт кожухом 20. Валик ведущей шестерни 18 соединен шлицевой муфтой 15 с приводным валиком 13 масляного насоса. Шестерня 11, закрепленная на приводном валике, находится в постоянном зацеплении с шестерней, установленной на хвостовике первичного вала коробки передач. Поэтому при работе двигателя насос непрерывно работает.

Полости корпусов заполнены маслом. Насос засасывает масло из резервуара 12 через вторичный фильтр 10 и по сверленым каналам нагнетает его в соединительную втулку и канал 2 корпуса гидравлического усилителя. Когда трактор не поворачивают, гидроусилитель работает вхолостую — масло из канала 2 проходит по сверлениям и выточкам, как показано на рис. б, и через открытый канал 21 сливается в полость корпуса.

При повороте налево (рис. в) соответствующий золотник, перемещаясь назад, своей головкой 28 входит в гнездо 40 донышка и таким образом перекрывает отверстия 39 в донышке. Одновременно передний участок золотника закроет сверление 43 гильзы. В результате прекращения выхода масла на слив давление его в канале 2 и соединенной с ним внутренней расточке гильзы повысится. Через сверление 42 давление передается на обратный клапан 31, он открывается, масло проходит сквозь золотник и через сверление 41 нагнетается в полость поршня. Под действием давления масла поршень отходит назад и, воздействуя на рычаги, начинает выключать муфту поворота.

Выключение продолжается лишь в том случае, если вслед за поршнем перемещают и золотник. Как только золотник будет остановлен, поршень, сместившись еще немного назад, также остановится, потому что масло, нагнетаемое в его полость, будет уходить через открывшиеся отверстия 39 в донышке. Так осуществляется следящее действие гидравлического усилителя, в результате которого степень выключения муфты поворота будет пропорциональна перемещению рычага управления.

Когда отпускают рычаг управления, возвратная пружина 7 перемещает толкатель вместе со штангой вперед. Пружиной 29 золотник также сдвигается вперед. Масло уходит из полости поршня через открывшиеся отверстия 39, а поршень вместе с золотником под действием пружин муфты поворота возвращается в исходное положение.

При повороте направо гидроусилитель действует так же, как при повороте налево, с той лишь разницей, что масло из канала 2 нагнетается через каналы правой гильзы и золотника.

Летом в гидравлическом усилителе применяют автотракторное масло АКП-10 или АСп-10, а при температуре ниже —10° С масло АКЗп-6 с добавкой 25% керосина. Масло наливают до контрольного пояска на сетчатом фильтре 32, вставленном в заливную горловину.

Регулировка механизма управления трактора Т-100М. Затянув до отказа регулировочные гайки 11 (см. самый верхний рис.), проверяют свободный ход рычагов управления, который должен быть в пределах 40—50 мм. При необходимости свободный ход регулируют изменением зазора между толкателем и золотником, завинчивая или отвинчивая наконечники штанг 2. После этого отпускают регулировочные гайки настолько, чтобы полный свободный ход рычагов управления был 135—165 мм.

Тормоза ленточные, плавающего типа, выполнены по схеме, показанной на рис. 127, е. Концы тормозной ленты 3 соединены с тормозным рычагом 6 пальцами 10 и 9. Края пальцев вставлены в вырезы кронштейна 8, привинченного к стене корпуса. Усилие от педали к рычагу передается через тяги 5 тормоза. Ход педалей до полного торможения равен 150—190 мм, регулируют его гайками 15, предварительно сняв крышки люков корпуса заднего моста. Провисание ленты регулируют винтом в днище корпуса. Винт завертывают до отказа, а затем отвертывают на 1 —1,5 оборота и стопорят контргайкой.

конечная передача трактора Т-100М

Конечная передача трактора Т-100М:

1 — корпус заднего моста; 2 — ведущая шестерня; 3 и 5 — цилиндрические подшипники; 4 — блок промежуточных шестерен; 6 — крышка; 7 и 11 — конические подшипники; 8 — ведущая звездочка; 9 — уплотнение; 10 — регулировочная гайка; 12 — подшипник полуоси; 13 — концевой подшипник; 14 — крышка; 15 — тележка гусеницы; 16 — полуось; 17 — ступица ведомой шестерни; 18 — разъемный картер; 19 — ведомая шестерня

Конечные передачи трактора Т-100М размещены в разъемных картерах 18 (рисунок). В приваренных к заднему мосту половинах картеров закреплены полуоси 16. Наружные концы полуосей через закрепленные на них подшипники 12 и концевые подшипники 13 опираются на тележки 15 гусениц.

Ведущая 2 и соединенная с ней двойная промежуточная шестерня 4 вращаются в цилиндрических подшипниках 3 и 5. Ведомая шестерня 19 вместе с насаженной на ее шлицевой ступице ведущей звездочкой 8 вращается в роликовых конических подшипниках.

Внутренний подшипник 7 вставлен в расточку корпуса, а наружный подшипник 11, вставленный в стакан, опирается на подшипник полуоси. Зазор в подшипниках регулируют гайкой 10. Для этого гайку затягивают до отказа, повертывают звездочку на 3—4 оборота, а затем отпускают гайку на 1 зуб и стопорят пластиной.

Шестерни и подшипники конечной передачи смазываются маслом, налитым в картер. Утечка масла предотвращается двумя уплотнениями (сальниками) 9. Каждое уплотнение представляет собой тонкостенную гофрированную латунную коробку. Они размещаются с обеих сторон звездочки: одна вставлена в расточку регулировочной гайки 10, а другая — в отверстие картера. Коробки удерживаются в гнездах от поворачивания штифтами.

К торцам коробок, обращенным к звездочкам, приклеены пробковые прокладки, которые пружинами, заложенными внутрь коробок, плотно прижимаются к шлифованным дискам, вращающимся вместе со звездочкой. Благодаря этому предотвращается утечка масла из картера конечной передачи, а также проникновение воды и грязи в картер. Стыкованные поверхности уплотнений защищены лабиринтом, образованным штампованными тарелками и грязевыми щитками.

Летом для смазки рекомендуется применять автотракторное трансмиссионное масло (нигрол), а зимой масло АК-15. При температуре ниже —20° С в конечные передачи следует наливать автотракторное масло АКЗп-6.

 

Виды сельскохозяйственной деятельности: