Система воздушного охлаждения в тракторах
Устройство и действие системы воздушного охлаждения в тракторах. Цилиндры двигателей с системами воздушного охлаждения и их головки обдуваются воздухом при помощи вентилятора.
Система воздушного охлаждения двигателя Д-37М
а — схема обдува цилиндров воздухом; б — узлы системы охлаждения; в — измененное крепление генератора; 1, 22 и 23 — дефлекторы; 2 — ротор вентилятора; 3— направляющий аппарат (корпус) вентилятора; 4— пробка заливного отверстия; 5 — вал; 6 — шкив вентилятора; 7 — защитная сетка; 8 — гайка-барашек крепления сетки; 9 — клиновой ремень привода вентилятора и генератора; 10 — пробка контрольного отверстия; 11 — шкив коленчатого вала; 12 — регулировочный болт; 13 — генератор; 14 — стяжной болт; 15 — защелки; 16 — обтекатель; 17 — кожух; 18 — масляный радиатор; 19 — цилиндры; 20 — тяга; 21 — створка жалюзи; 24 — планка; 25 — гайка; 26 — шкив генератора; 21 — болт кронштейна генератора
Вентилятор двигателя Д-37М (рис. выше) закреплен на кронштейне крышки распределительных шестерен ленточным хомутом. Продолжением направляющего аппарата 3 вентилятора служит кожух 17, отштампованный из листовой стали и прикрепленный пружинными защелками 15 с правой стороны двигателя. Благодаря кожуху воздух, нагнетаемый ротором 2, равномерно подводится ко всем индивидуально отлитым цилиндрам. При этом часть его предварительно проходит через масляный радиатор 18 и охлаждает циркулирующее в нем масло.
Равномерный обдув цилиндров со всех сторон обеспечивается системой направляющих щитков — дефлекторов 1, 22 и 23. Для увеличения поверхности охлаждения на цилиндрах и головках отлиты горизонтальные ребра. Проходя в промежутках между ребрами, воздух отнимает от них тепло и выходит через окна бокового дефлектора. Поскольку левая сторона цилиндров обдувается уже подогретым воздухом, то для равномерного охлаждения их ребра в этой стороне удлинены.
О тепловом состоянии двигателя судят по температуре масла в картере. Она должна быть в пределах 70—100° С, а при работе в тяжелых условиях не превышать 105° С. Если двигатель переохлаждается, то жалюзи прикрывают, а при необходимости отключают масляный радиатор.
О перегреве двигателя трактора предупреждает световой сигнализатор. Его датчик ввинчен в гнездо головки четвертого цилиндра и включен в общую цепь с электрической лампой, смонтированной на щитке приборов под рубиновой линзой. Когда температура головки превысит 175° С, контакты датчика замыкаются, и на щитке приборов зажигается красный свет, сигнализируя этим о перегреве двигателя.
На двигателе Д-37М применен осевой вентилятор. Его основные части — направляющий аппарат 3 и ротор 2—отлиты из алюминиевого сплава. Раструб направляющего аппарата, выполненный в общей отливке с лопастями и ступицей, спереди защищен проволочной сеткой 7. В сквозной расточке ступицы направляющего аппарата в шариковых подшипниках вращается вал 5, на переднем конце которого закреплен шкив 6, а на заднем — ротор 2 и обтекатель 16. Все эти детали стянуты болтом 14, пропущенным в продольное сверление вала.
Подшипники вала вентилятора смазывают дизельным маслом. Его заливают в полость ступицы через отверстие, закрываемое пробкой 4, до уровня контрольного отверстия, закрытого пробкой 10. Места выхода вала из ступицы уплотнены самоподжимными сальниками.
Шкив 6 вентилятора приводится во вращение вместе со шкивом генератора 13 клиновым ремнем 9 от значительно большего по диаметру шкива 11 коленчатого вала. Поэтому при 1600 об/мин коленчатого вала вал вентилятора вращается со скоростью 5100 об/мин.
При вращении ротора его лопасти захватывают воздух и нагнетают в полость кожуха. Перед ротором создается разрежение, под действием которого наружный воздух засасывается через сетку в раструб направляющего аппарата. Проходя между его наклонно расположенными лопастями, воздушный поток получает завихрение. Его направление противоположно вращению ротора, благодаря чему увеличивается производительность вентилятора.
Натяжение ремня привода вентилятора двигателей первых выпусков регулируют поворотом генератора при помощи регулировочного болта 12. Ремень натягивают так, чтобы от усилия 3 кгс он прогибался на 10—15 мм. Генератор двигателей последующих выпусков повертывают относительно болтов 27 вместе с планкой 24, предварительно ослабив затяжку гайки 25. Достигнув необходимого натяжения ремня, генератор фиксируют путем затяжки гайки 25.
Система охлаждения двигателя Д-21 подобна рассмотренной. Некоторые особенности ее обусловлены, главным образом, меньшим числом цилиндров двигателя. Внутри направляющегося аппарата вентилятора закреплен корпус генератора, а рабочее колесо вентилятора установлено на заднем конце вала генератора.
Вентилятор со встроенным генератором установлен и на форсированном двигателе Д-37Е, созданном на базе двигателя Д-37М. В связи с увеличением скорости рабочего колеса до 5660 об./мин возросло сопротивление вращению, поэтому привод осуществляется двумя клиновыми ремнями. Это предотвращает также аварийный перегрев в случае обрыва одного ремня.
Уход за системой воздушного охлаждения в тракторах. Ежесменно очищают защитную сетку вентилятора и проверяют состояние ремня вентилятора. Следует помнить, что пробуксовывание и обрыв ремня значительно опаснее, чем в системе водяного охлаждения, так как уменьшение, а тем более прекращение подачи воздуха для охлаждения цилиндров приводит к перегреву и заклиниванию деталей.
Периодически, в зависимости от условий работы, прочищают промежутки между ребрами цилиндров. Если они загрязнены, резко ухудшается охлаждение.
При техническом уходе №1 за двигателем Д-37М проверяют уровень масла в корпусе направляющего аппарата вентилятора.
При техническом уходе № 3 вентилятор снимают с двигателя, удаляют старую смазку, промывают полость подшипников дизельным топливом и заполняют свежим маслом.
- 14445 просмотров