Схема систем смазки

Системы смазки всех представленных тракторных  двигателей комбинированные. Масло находится в поддоне картера, куда его заливают через горловину до уровня верхней метки на мерной линейке (щупе). Нижняя метка на линейке показывает минимальный уровень масла, с которым работа двигателя еще возможна.

Системы смазки двигателей водяного охлаждения. Рассмотрим схемы этих систем на примере отдельных двигателей.

Двигатель СМД-14. Насосом 3 (рисунок) масло нагнетается в канал корпуса двойного маслоочистителя. Здесь поток разветвляется. Часть масла идет в реактивную центрифугу 12, очищается и сливается в поддон 2. Другая часть проходит сквозь калиброванное сверление 17 и далее, в зависимости от положения крана-переключателя 5, поступает или в радиатор 9, или прямо под колпак фильтра грубой очистки 11.

 схема системы смазки двигателя СМД-14

Схема системы смазки двигателя СМД-14:

1 — пробка сливного отверстия; 2 — поддон; 3 — масляный насос; 4 — датчик масляного термометра; 5 — кран-переключатель; 6 — клапан-термостат; 7 и 10 — отводящие трубки; 8 — предохранительный клапан; 9 — масляный радиатор; 11 — фильтр грубой очистки; 12 — реактивная центрифуга; 13, 14, 19, 20, 24, 27 и 28 — масляные каналы; 15 — сливной клапан; 16 — трубка для подвода масла к манометру; 17 — калиброванное сверление; 18 — трубка для подвода масла к клапанному механизму; 21 — трубка для подвода масла к приводу топливного насоса; 22 — косое сверление; 23 — палец промежуточной шестерни; 25 — маслозаливная горловина; 26 — масломерная линейка; 29 — маслоприемник насоса; 30 — нагнетательная трубка; 31 — полость для центробежной очистки масла; 32— масляная магистраль; 33 — сверление для подачи масла к поршневому пальцу; 34 — полость валиков коромысел; 35 — сапун

Очищенное в фильтре масло по каналам 14 нагнетается в масляную магистраль 32, которая выполнена в виде продольного сверления в блоке. Из нее по каналам 24 в пере городках блока масло поступает к коренным подшипникам, а далее по каналам 28 в коленчатом валу идет к полости 31. Отсюда после дополнительной центробежной очистки оно поступает к шатунным подшипникам.

От первого, третьего и пятого коренных подшипников по кольцевым выточкам в их верхних вкладышах и каналам 13 масло идет к шейкам распределительного вала. В момент совпадения косого сверления 22, сделанного в задней шейке вала, со сверлениями во втулке масло пульсирующим потоком нагнетается в канал 19 блока и головки и далее по трубке 18 поступает в полость 34 валиков коромысел для смазки клапанного механизма.

Часть масла, нагнетаемого к первому коренному подшипнику, ответвляется по сверлению в пальце 23 промежуточной шестерни и смазывает ее втулку. Далее по сверлению в шестерне это масло подается к зубьям распределительных шестерен. Втулка шестерни привода топливного насоса смазывается маслом, поступающим по трубке 21 и каналу 20 в картере шестерен.

Давление масла в магистрали контролируют по манометру, смонтированному на щитке приборов. Манометр трубкой 16 соединен с нагнетательным каналом.

Схема масляных каналов в блоке цилиндров двигателя СМД-14, оборудованного полнопоточной центрифугой, такая же, как и двигателя с двойным маслоочистителем.

схема установки полнопоточной центрифуги на двигателе СМД-14 

Схема установки полнопоточной центрифуги на двигателе СМД-14:

1 — ротор центрифуги; 2—нагнетательный канал; 3—масляная магистраль; 4 — сливной клапан; 5—сливной канал; 6 — нагнетательная трубка масляного насоса; 7 — кран-переключатель; 8 — маслоотводящая трубка центрифуги

Сливной клапан 4 (рис. выше) размещен не в корпусе маслоочистителя, а смонтирован в специальном корпусе, прикрепленном снаружи к блоку цилиндров. Если давление в магистрали 3 превысит допустимое, то клапан 4 откроется, и избыток масла по сливному каналу 5 будет уходить в поддон.

Двигатель АМ-01. Схема системы смазки показана на рис. ниже.

схема системы смазки двигателя АМ-01 

Схема системы смазки двигателя АМ-01:

1 — сапун; 2 и 3 — сверления в регулировочном винте и коромысле; 4 — штанга; 5, 22, 24, 25, 26, 41 и 42— масляные каналы; 6 — сверление в толкателе; 7 — пустотелый болт; 8 — полость оси толкателей; 9 — сверление в кронштейне; 10 — корпус центрифуги; 11 — ротор центрифуги; 12 и 13 — шариковые упорные подшипники; 14 — фильтрующие элементы грубой очистки; 15 — колпаки; 16 — манометр; 17—предохранительный клапан; 18 — корпус фильтра грубой очистки; 19 — датчик манометра; 20 — маслораспределительная плита (проставка); 21 — радиатор; 23 — сливной клапан; 27 — термометр; 28 — нагнетательная трубка основной секции; 29 — трубка отвода масла из радиатора; 30 — датчик термометра; 31 — основная секция масляного насоса; 32 — поддон; 33 — сливная пробка; 34— маслозаборник; 35 — радиаторная секция масляного насоса; 36 — масломерная линейка; 37 — трубка подвода масла к радиатору; 38 — нагнетательная трубка радиаторной секции; 39 — кран-переключатель; 40 — полость шатунной шейки; 43 — масляная магистраль; 44 — маслозаливная горловина; 45 — канал шатуна

Основная секция 31 насоса нагнетает масло по каналам 25 в блоке и 24 в маслораспределительной плите 20 под колпак 15 фильтра грубой очистки. Пройдя сквозь сетки его фильтрующих элементов 14, масло поступает в канал 22 маслораспределительной плиты. Здесь его поток разветвляется. Часть масла проходит через ротор 11 центрифуги и по каналу 26 сливается в поддон, остальное — нагнетается в магистраль 43 и из нее по каналам 42 и 41 в перегородках блока поступает на смазку коренных подшипников коленчатого вала и опорных шеек распределительного вала.

От коренных подшипников по сверлениям коленчатого вала масло нагнетается в полости 40 шатунных шеек, откуда после дополнительной центробежной очистки идет на смазку шатунных подшипников и далее (по сверлениям в шатунах) — на смазку поршневых пальцев.

Из поперечных каналов 42 блока часть масла ответвляется в канал 5 и через пустотелые болты 7 и сверления 9 в кронштейнах проходит во внутренние полости 8 осей толкателей. По радиальным сверлениям осей масло поступает к втулкам толкателей и смазывает их. Затем по сверлениям 6 в толкателях, пустотелым штангам 4, сверлениям 2 и 3 в регулировочном винте и коромысле оно подводится к втулкам коромысел. Вытекающее из зазоров масло по сверлениям в головке и блоке цилиндров снова попадает в поддон.

Как и в двигателе СМД-14, ко втулке промежуточной шестерни масло подводится по сверлениям в ее оси. В момент совпадения отверстий оси и втулки оно по радиальному сверлению промежуточной шестерни выбрасывается наружу и смазывает зубья распределительных шестерен.

Остальные трущиеся детали смазываются разбрызгиванием.

Давление масла в магистрали контролируют по электрическому манометру 16, датчик 19 которого ввинчен в отверстие масло-распределительной плиты 20.

Радиаторная секция 35 масляного насоса нагнетает масло по трубке 37 в радиатор. Пройдя через него, охлажденное масло возвращается по трубке 29 в поддон.

В зимнее время кран-переключатель 39, закрепленный в нагнетательном сверлении блока, повертывают на 180°, в результате чего масло, нагнетаемое радиаторной секцией насоса, не пойдет в радиатор, а будет сливаться в поддон неохлажденным. Температуру масла контролируют электрическим термометром 27, датчик 30 которого ввинчен в поддон.

Двигатель Д-50. Масло от насоса 2 (рис. ниже) по трубке 3 и каналу 5 нагнетается в полнопоточную центрифугу 8 для очистки. Около 30% этого масла проходит через форсунки, приводит ротор центрифуги во вращение, а затем очищенным сливается в картер. Остальное очищенное масло по трубке 13 идет в радиатор 14, откуда по трубке 15 возвращается охлажденным к корпусу центрифуги и нагнетается в поперечный 6 и наклонный 25 каналы в средней перегородке блока.

 схема системы смазки двигателя Д-50 

Схема системы смазки двигателя Д-50:

1 - маслоприемник; 2 -масляный насос; 3 - нагнетательная трубка; 4 - средний коренной подшипник; 5, 6, 22 23, 25, 26, 29 и 31 - масляные каналы; 7 -средняя шейка распределительного вала; 8 - реактивная полнопоточная центрифуга; 9 –манометр; 10 - заливная горловина; 11- трубка подвода масла к клапанному механизму; 12- полость валика коромысла; 13 - подводящая трубка радиатора; 14 - масляный радиатор; 15 - отводящая трубка радиатора; 16 - щиток для задерживания масла при наклоне трактора; 17 — полость для центробежной очистки масла; 18 — масло-распределительные каналы коленчатого вала; 19 — поддон; 20 — сливная пробка-21 — трубка подвода очищенного масла к шатунному подшипнику; 24 — масломерная линейка; 27 — трубка подвода масла к клапанному механизму; 28 — сверление для подвода масла к поршневому пальцу; 30 — палец промежуточной шестерни

В наклонном канале 25 поток масла снова разветвляется. Часть его идет к среднему коренному подшипнику 4 коленчатого вала, а часть— к средней шейке 7 распределительного вала. От среднего коренного подшипника масло поступает в полости второй и третьей шатунных шеек, откуда после центробежной очистки часть его идет на смазку шатунных подшипников, а остальное отводится на смазку второго и четвертого коренных подшипников и в полости первой и четвертой шатунных шеек. Здесь масло вторично очищается и идет на смазку остальных подшипников.

От коренного подшипника по каналу часть масла идет на смазку пальца 30 и втулки промежуточной шестерни, а часть ответвляется в канал 31 и по трубке поступает к втулке шестерни привода топливного насоса.

От средней шейки распределительного вала через ее радиальный канал 26 масло поступает в продольный канал 22 вала и далее по радиальным сверлениям идет к передней и задней шейкам. В момент совпадения канала 23 в задней шейке со сверлением во втулке масло по трубке 27, запрессованной в блок, и совпадающему с ней каналу 29 в головке поступает в полость 12 валика коромысла. Отсюда оно идет к деталям клапанного механизма газораспределения.

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Рекомендуемые статьи
В объявлениях