Регуляторы дизельных двигателей: регулятор насоса УТН
Регуляторы дизельных двигателей: регулятор насоса УТН.
Регулятор насоса УТН. На заднем конце кулачкового вала топливного насоса УТН напрессована упорная шайба 22 (рис.) и свободно установлена ступица с четырьмя грузами 20 регулятора.
Конструктивная схема регулятора насоса УТН-5:
1 — кулачковый вал насоса; 2 - эксцентрик привода подкачивающей помпы; 3 — рейка насоса; 4 — зубчатый венец; 5 — плунжер; 6 — втулка плунжера; 7 — пружина автоматического обогатителя; 8 — серьга; 9 — пружина регулятора; 10 и 11 — основной и промежуточный рычаги; 12 — регулировочный винт корректора; 13 — пружина корректора; 14 — шток корректора; 15 — болт-ограничитель номинальной подачи (болт номинала); 16 — болт, связывающий основной и промежуточный рычаги; 17 — бочкообразный ролик; 18 — ось рычагов; 19 — скользящая муфта регулятора; 20 — груз регулятора; 21 — пружина упругого привода; 22 — упорная шайба: 23 — наружный рычаг управления регулятором; 24 — болт максимальных оборотов; 25 — рычаг пружины; 26 — тяга рейки
Вращение от шайбы к ступице грузов передается спиральной пружиной 21, которая, кроме того, уменьшает неравномерность вращения грузов регулятора.
На хвостовике заднего конца вала свободно надета скользящая муфта 19. В торец ее упирается бочкообразный ролик 17, расположенный на промежуточном рычаге 11. В нижней части этот рычаг вместе с основным рычагом 10 шарнирно закреплен на оси. В верхней части промежуточного рычага смонтирован узел корректора (детали 12, 13 и 14), установлены шпилька крепления пружины 7 автоматического обогатителя и тяга, перемещающая рейку 3 топливного насоса.
Болт 16 соединяет промежуточный и основной рычаги так, чтобы они могли поворачиваться на оси один относительно другого на определенный угол. К верхнему концу основного рычага присоединен один конец пружины 9 регулятора, другой ее конец через рычаг 25 соединен с рычагом 23 управления регулятором. Поворот этого рычага в сторону натяжения пружины ограничивается болтом максимальных оборотов 24. Болт 15 своей головкой ограничивает перемещение основного рычага в сторону ослабления пружины регулятора. Он называется болтом номинала.
Пуск двигателя (рис. а). Рычаг 23 управления регулятором нужно повернуть до упора в болт 24 максимальных оборотов. Пружина 9 оттянет основной рычаг 10 влево (по рисунку) до упора в головку болта 15 — ограничителя номинальной подачи, а пружина 7 обогатителя потянет в ту же сторону промежуточный рычаг 11 до упора в головку болта 16, связывающего основной и промежуточный рычаги. Рейка 3 займет положение, соответствующее максимальной подаче топлива, и смесь будет обогащенная.
В момент запуска двигателя центробежная сила грузов 20, преодолевая сопротивление пружины 7, отклоняет рычаг 11 вправо и перемещает рейку в сторону уменьшения подачи топлива. Одновременно шток 14, упираясь в рычаг 10, поворачивает его вместе с рычагом 11, растягивая пружину 9.
Схема действия регулятора насоса УТН-5 на различных режимах работы двигателя:
а — при пуске; б — при максимальных оборотах холостого хода; в — при номинальной мощности; г — при кратковременной перегрузке; д — при остановке (названия деталей те же, что и на рис. выше)
Максимальные обороты холостого хода (рис. б). Если двигатель не загружен, а рычаг 23 прижат к болту максимальных оборотов 24, то двигатель работает на максимальных оборотах холостого хода. При таком режиме центробежная сила грузов уравновешивается усилием пружины 9 регулятора, а рейка 3 насоса устанавливается в промежуточном положении. При этом подача топлива обеспечивает максимальное число оборотов. Шток 14 корректора утоплен, пружина 13 сжата, рычаги 10 и 11 прижаты друг к другу и работают как один рычаг.
Номинальная мощность (рис. в). По мере увеличения нагрузки от холостого хода до номинальной мощности число оборотов двигателя и вала насоса снижается. Пружина 9 перемещает рычаги 10 и 11, а с ними и рейку 3 насоса в сторону увеличения подачи. Когда число оборотов станет номинальным, основной рычаг 10 подойдет к головке болта 15. В этом случае устанавливается подвижное равновесие центробежной силы грузов и усилия пружины регулятора: рычаг 10 упирается в головку болта 15 при мгновенном увеличении нагрузки и отходит от нее при уменьшении нагрузки. Соответственно колебаниям рычага изменяется и подача топлива.
Кратковременная перегрузка (рис. г). В этом случае центробежная сила грузов уменьшится, пружина корректора 13, упираясь через шток 14 в рычаг 10, другим концом надавит на винт 12 и через корпус корректора отведет рычаг 11 от рычага 10. Рейка 3 переместится в сторону дополнительной подачи топлива на величину хода штока.
Остановка двигателя трактора(рис д). Для этого рычагом акселератора отводят рычаг 23 от болта максимальных оборотов 24.
Витки пружины 9 сходятся вплотную и толкают рычаг 10 вправо. Головка болта 16 потянет в ту же сторону рычаг 11 и рейка 3 насоса выключит подачу топлива.
- 17815 просмотров