Пневматическая шина на колёсных тракторах
Колеса тракторов оборудованы пневматическими шинами. Такая шина в месте соприкосновения с грунтом под действием нагрузки сплющивается, в результате чего площадь касания становится большей, а удельное давление колеса уменьшается. Это, в свою очередь, уменьшает глубину следа, оставляемого колесом, а значит и снижает потери мощности на передвижение трактора.
Шина смягчает толчки, передаваемые остову при движении трактора по неровному грунту, вследствие чего увеличивается плавность хода и лучше сохраняются крепления трактора.
Сила тяги, которую способен развить трактор при движении, зависит от величины крутящего момента, подведенного к ведущим колесам. Обычно она ограничивается силой сцепления этих колес с почвой. Если сила сцепления недостаточна, ведущие колеса проскальзывают, скорость трактора снижается, а часть мощности расходуется бесполезно на буксование колес. Чтобы увеличить силу сцепления колес с грунтом и меньше уплотнять почву, шины ведущих колес делают большого диаметра, значительной ширины и со специальными выступами — грунтозацепами.
Шина состоит из камеры и покрышки. Камера служит упругой воздушной подушкой, воспринимающей вес трактора. Воздух накачивают в камеру шины через вентиль, имеющий обратный клапан.
Покрышка воспринимает давление воздуха, передающееся камерой, предохраняет ее от механических повреждений и обеспечивает сцепление трактора с грунтом.
Элементы пневматической шины:
а — разрез пневматической шины; б — водно-воздушный вентиль ведущего колеса и его детали; 1 — рисунок протектора; 2 — протектор; 3 — подушечный слой; 4 — каркас; 5 — боковина; 6 — борт; 7 — сердечник; 8 — корпус вентиля; 9 — кожух вентиля; 10 - втулка; 11 — накидная гайка; 12 — золотник; 13—колпачок-ключ; 14 — резиновый корпус вентиля; Д — диаметр обода колеса; Б — ширина посадочного пояска
Каркас 4 (рис. выше) покрышки изготовлен из нескольких слоев обрезиненной ткани (корда) с резиновыми прокладками между ними. Снаружи каркас имеет подушечный слой 3, состоящий из резинотканевой прослойки. Он покрыт протектором 2 — толстым слоем резины с выпуклым рисунком. Справа и слева протектор переходит в боковины 5. У покрышки есть два борта 6, которыми шина устанавливается на ободе. Прочность и жесткость бортов увеличиваются сердечником 7, изготовленным из нескольких витков стальной проволоки, оплетенной тканью и покрытой резиной.
Промышленность выпускает шины марки «Р». Они отличаются тем, что имеют гибкую боковину с радиальным расположением нитей корда и усиленным подушечным слоем. Такие шины в 1,5—2 раза долговечнее и надежнее обычных шин с диагональным расположением нитей.
Грунтозацепы тракторной шины ведущего колеса обычно имеют вид расчлененной елочки. При соприкосновении с почвой вершины елочек обращены в сторону, противоположную движению трактора, и поэтому шины хорошо самоочищаются от земли.
Вентиль камеры шины водно-воздушный. Он состоит из втулки 10, в которую вставлен золотник 12. При помощи накидной гайки 11 эти детали крепятся в корпусе 8 вентиля. Положение вентиля относительно обода колеса устанавливается кожухом 9, навернутым на корпус 8. Перед заполнением шины балластной жидкостью золотник вынимают, а перед накачкой воздуха ставят на место.
Шины направляющих колес имеют кольцевой гребень, удерживающий колесо от бокового скольжения. Вентиль камеры этих шин воздушный, в нем нет втулки 10.
На тракторах ставят шины низкого давления. Размеры шин обозначаются в дюймах числами, нанесенными на боковины шины, например: 12,00—38. Первое число указывает ширину посадочного пояска Б, а второе — диаметр этого пояска Д.
- 6372 просмотра