Общие сведения о муфтах сцепления в тракторах

Муфта сцепления трактора служит для плавного соединения и кратковременного разъединения двигателя и силовой передачи. Кроме того, она предохраняет детали силовой передачи от поломок в случае резкого изменения крутящего момента.

На тракторах применяют преимущественно фрикционные дисковые муфты сцепления, состоящие из ведущей и ведомой частей и механизма управления.

схема простейшей муфты сцепления

Схема простейшей муфты сцепления:

а — муфта включена; б — муфта выключена; 1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — педальт 4 — вилка; 5 — пружина; 6 — ведомый вал; 7 — ступица ведомого диска

В простейшей муфте (рис.) ведущей частью служит маховик У, а ведомой — диск 2, ступица 7 которого свободно надета на шлицы вала. Механизм управления состоит из пружины 5, прижимающей диск к маховику, и педали 3 с вилкой 4.

Когда муфта включена (см. рис. а), диск прижимается к маховику. Вследствие  возникающего между ними трения диск и маховик вращаются как одно целое и таким образом передают крутящий момент от коленчатого вала ведомому валу 6.

Когда нажимают на педаль, вилка 4, преодолевая сопротивление пружины 5, отводит ступицу 7 вместе с диском от маховика (см. рис. б). При этом передача крутящего момента на вал прекращается, и муфта выключается.

В начале включения, пока диск прижат к маховику лишь слегка, он пробуксовывает. Это обеспечивает плавное соединение коленчатого вала двигателя с механизмами силовой передачи. При работе с нормальной нагрузкой диск не должен пробуксовывать, так как это приведет к сильному перегреву муфты, износу поверхностей дисков и даже выходу муфты сцепления из строя. Однако в случае резкого увеличения нагрузки, когда сопротивление на валу 6 превысит в 2—3 раза нормальный крутящий момент двигателя, диск кратковременно пробуксовывает и этим предотвращает поломку деталей силовой передачи.

Чтобы муфта могла передавать больший крутящий момент, необходимо увеличить силу трения. Для этого используют обе стороны ведомого диска.

схемы постоянно замкнутых муфт сцепления на тракторах

Схемы постоянно замкнутых муфт сцепления:

а — однодисковой; б — двухдисковой одинарной; в — двойной (двухпоточной); 1 — маховик, 2 — ведомый диск; 3 — ведущий палец, 4 — кожух (опорный диск); 5 — нажимной диск; 6 и 14 — тяги; 7 — рычаг; 8 — пружина; 9 — ступица ведомого диска; 10 — отводка; 11 — ведомый вал; 12— вилка; 13 — педаль; 15 — возвратная пружина; 16 — маховик 17 и 18 — ведомые диски, передающие вращение к коробке передач и BOM; 19 — ведомый вал, передающий вращение к коробке передач; 20 — трубчатый ведомый вал привода BOM

Ведущую часть дополняют нажимным диском 5 (рис. а), который вращается вместе с маховиком, но имеет возможность перемещаться в продольном направлении. Пружины 8, упираясь одним концом в кожух 4, прикрепленный к маховику, а другим — в нажимной диск, прижимают его вместе с ведомым диском к маховику.

Механизм управления, кроме пружины 8, имеет отводящие рычаги 7, соединенные тягами 6 с нажимным диском, а также отводку 10, связанную с педалью 13. Когда нажимают на педаль 13, отводка при помощи тяги 14 и вилки 12 перемещается влево и нажимает на концы рычагов 7. Наружные концы этих рычагов, перемещаясь вправо, преодолевают сопротивление пружин, отводят нажимной диск от ведомого и освобождают последний. Чтобы ускорить остановку ведомой части муфты, продолжающей вращаться по инерции, у некоторых муфт сцепления есть специальный тормозок.

Рассмотренная муфта сцепления называется однодисковой. Если она не обеспечивает передачи нужного крутящего момента, то применяют двухдисковые (рис. выше б) и многодисковые муфты. На величину крутящего момента, передаваемого муфтой, кроме числа дисков, влияет их диаметр, материал и состояние поверхностей трения и сила, сжимающая диски.

В зависимости от состояния поверхностей муфты делятся на сухие и масляные.

Для увеличения сил трения сухих муфт к тонким ведомым (реже к ведущим) дискам приклепывают или приклеивают накладки из фрикционных материалов — райбеста, фриванита и др. Перегрев и замасливание этих накладок уменьшает коэффициент трения.

У масляных муфт диски стальные, без накладок. Такие муфты меньше изнашиваются и более плавно включаются, однако они могут передавать меньший крутящий момент, чем сухие. Поэтому их делают многодисковыми и применяют там, где передаются сравнительно небольшие крутящие моменты, например в механизмах передач пусковых двигателей.

На некоторых тракторах применяют двойные муфты (рис. в). Они отличаются от двухдисковых одинарных тем, что их ведомые фрикционные диски 17 и 18 передают вращение не одному, а двум различным валам 19 и 20. Фактически двойная муфта представляет собой две конструктивно объединенные в общем узле однодисковые муфты сцепления. Одна из них передает вращение коробке передач, а другая — валу отбора мощности.

Таким образом двойная муфта сцепления передает мощность двигателя двумя независи-мбши потоками, поэтому ее называют еще двухпоточной.

В зависимости от устройства механизма управления различают постоянно замкнутые и непостоянно замкнутые муфты сцепления.

Постоянно замкнутая муфта выключается (диски размыкаются) только тогда, когда водитель нажимает на педаль и удерживает ее в этом положении.

У непостоянно замкнутых муфт сцепления диски сжимаются рычажным или рычажно-пружинным механизмом, приводимым в действие водителем посредством ручного рычага.

схема непостоянно замкнутой муфты сцепления на тракторах

Схема непостоянно замкнутой муфты сцепления:

а — муфта включена; б — муфта выключена; 1 — маховик; 2 — ведущий диск; 3 — нажимной кулачок; 4 — соединительный палец; 5 — серьга; б — отводка; 7 и 9 — рычаги; 8— тяга; 10— ведомый вал; 11 — крестовина; 12 и 13 — ведомые диски; 14 — отводящая пружина

На рис. показана наиболее типичная схема непостоянно замкнутой муфты сцепления.

Ведущий диск 2, соединенный с маховиком, расположен между ведомыми дисками. Опорный ведомый диск 13 неподвижно закреплен на валу 10, а нажимной ведомый диск 12 может перемещаться в продольном направлении. На рис. б показано положение деталей, когда муфта выключена. Для ее включения отводку 6 вместе с серьгами 5 перемещают влево (см. рис. а) при помощи рычага 9. Серьги поворачивают кулачки 3, которые своими выступами упираются в нажимной диск и зажимают ведущий диск между ведомыми.

Упругость деталей (главным образом серег и кулачков) позволяет перемещать отводку и после того, как выбран зазор между дисками. Сила, сжимающая диски, будет наибольшей, когда серьги станут перпендикулярно к валу. Однако такое положение механизма управления неустойчиво. Достаточно сотрясения, чтобы под действием сил упругости отводка отошла назад и выключила муфту. Поэтому для надежной фиксации отводку  переводят влево до упора в крестовину 11. Сжатие дисков при этом несколько уменьшается.

Для выключения муфты отводку 6 перемешают вправо. Когда она пройдет «неустойчивое» положение, отводящие пружины 14 сместят нажимной диск вслед за кулачками, в результате чего освободится ведущий диск. Чтобы после этого удерживать муфту в выключенном состоянии, к рычагу 9 не нужно прикладывать усилия.

Непостоянно замкнутые муфты установлены на тракторах Т-38М, С-100, Т-100М и ДТ-20. Однако из-за недостаточной плавности включения и необходимости частой регулировки на новых моделях тракторов их не применяют.

Виды сельскохозяйственной деятельности: