Водяные насосы и вентиляторы

Водяные насосы и вентиляторы. На всех представленнных двигателях, кроме Д-108, эти насосы и вентиляторы выполнены в общем узле. Типичным примером такого устройства может служить водяной насос и вентилятор двигателя СМД-14. Корпус 1 (рис. ниже) насоса вместе со своей крышкой 4 притянут болтами к передней стенке блока цилиндров. Стыковые поверхности корпуса и крышки уплотнены прокладкой 6.

В корпусе насоса на двух шариковых подшипниках установлен валик 11. На переднем конце валика шпонкой и гайкой закреплена ступица 10, к фланцу которой болтами прикреплен шкив вместе с крестовиной лопастей вентилятора 28 (рисунок находится в статье Схема системы водяного охлаждения). Шкив получает вращение через клиновидный ремень 29 от шкива коленчатого вала. Поскольку лопасти вентилятора расположены под углом к плоскости вращения, то при работе вентилятора они захватывают воздух. Благодаря этому внутри кожуха 31 создается разрежение, под действием которого холодный воздух непрерывно просасывается сквозь сердцевину радиатора.

На заднем конце валика 11 (см. рис. ниже), имеющем лыску, закреплена крыльчатка 5.

водяной насос двигателя СМД-14

Водяной насос двигателя СМД-14:

1 — корпус; 2 — пробка отверстия для удаления воздуха; 3 —пружина уплотнения; 4 — крышка; 5 — крыльчатка; 6 — прокладка; 7 — шайба уплотнения; 8 — втулка; 9 — сальники; 10 — ступица;
11 — валик; 12 — шариковые подшипники; 13 — манжета; 14 —обойма манжеты; 15 — пресс-масленка; 16 — кольцо манжеты

Она размещена в заполненной водой полости крышки 4. При вращении крыльчатки вода, находящаяся в промежутках между ее лопастями, центробежной силой выбрасывается в нагнетательную полость. Эта полость расширяется по спирали в направлении вращения крыльчатки, поэтому скорость поступающей сюда воды уменьшается, а давление ее увеличивается. В зоне наибольшего давления находится нагнетательное окно Г, расположенное против водораспределительного канала блока цилиндров, куда и нагнетается вода.

Вследствие выхода воды из промежутков между лопастями в центре крыльчатки создается разрежение, под действием которого сюда непрерывно поступает вода из всасывающей полости В, которая патрубком и шлангом соединена с нижним баком радиатора.

В верхней части крышки 4 есть отверстие, закрытое резьбовой пробкой 2, через которое удаляют воздух из полости насоса при заполнении системы водой. Отверстие в нижней части крышки (на рисунке не показано), совпадающее со сверлением в привалочной плоскости блока, служит для выхода из полости насоса в водяную рубашку блока воды при сливе ее из системы.

Утечка воды из полости насоса в зазор между ним и валиком предотвращается специальным уплотнением. Шайба 7, изготовленная из графитизированного текстолита, своими выступами входит в пазы ступицы крыльчатки и вращается вместе с ней. Пружиной 3 эта шайба плотно прижимается к шлифованному торцу втулки 8, запрессованной в корпус вентилятора. Доступ воде в зазор между валиком и шайбой перекрыт резиновой манжетой 13, которая плотно надета на валик. Просочившаяся через уплотнение вода вытекает наружу по дренажному каналу Б.

Шариковые подшипники валика смазываются солидолом, нагнетаемым через пресс-масленку 15. По мере заполнения полости подшипников солидолом воздух из нее вытесняется через отверстие А. Появление солидола в этом отверстии свидетельствует о том, что смазки достаточно. Сальники 9 предотвращают утечку смазки через зазоры между валиком и корпусом.

Водяные насосы и вентиляторы других изучаемых двигателей подобны рассмотренным. Различаются они в основном лишь размерами и незначительными конструктивными особенностями. Так, например, корпуса водяных насосов двигателей Д-50, АМ-01, АМ-41 не имеют крышки. Через уплотнительную прокладку они привинчиваются к тщательно обработанной привалочной плоскости блока цилиндров. Лопасти крыльчатки насоса двигателя Д-50 не плоские, а очерчены по спирали.

Виды сельскохозяйственной деятельности: