Уход за системой смазки в тракторе

Одно из основных условий длительной и надежной работы двигателя трактора — правильный уход за системой смазки.

Правила ухода за системой смазки трактора. В двигатель можно заливать только то масло, которое указано в инструкции по уходу за трактором. Внешним осмотром невозможно определить марку масла, она должна быть указана в накладной нефтесклада. На таре для масла должна быть нанесена его марка. Использовать эту тару для хранения других нефтепродуктов запрещается.

Во время работы нужно постоянно следить за давлением и температурой масла. Если при нормальном числе оборотов давление падает ниже 1 кгс/см2, двигатель останавливают для выявления и устранения неисправности. Температура масла в двигателях с водяным охлаждением не должна превышать 95° С, а с воздушным—105° С.

Перед началом работы необходимо проверить уровень масла и, если он ниже установленного, долить масло. Когда двигатель расходует много масла, надо периодически проверять его уровень и в процессе работы. Это можно делать только спустя 20—30 мин после остановки двигателя, чтобы дать маслу стечь с деталей в поддон.

Постоянно нужно следить за плотностью соединений, не допуская течи масла.

При техническом уходе № 1 сливают отстой из корпусов фильтров, промывают фильтрующие элементы грубой очистки, очищают и промывают роторы масляных центрифуг.

Ленточные щелевые элементы грубой очистки снимают, предварительно сняв колпак. Промывают их топливом при помощи жесткой волосяной щетки (рис. а) сразу же после остановки двигателя.

промывка фильтрующих элементов в системе смазки трактора

Промывка фильтрующих элементов (а) и схемы проверки пропускной способности наружного (б) и внутреннего (в) элементов

Концами или рукой их промывать нельзя, чтобы не втирать смолистые отложения в щели. После промывки рекомендуется элементы обдуть сильной струей сжатого воздуха.

Даже при соблюдении правил ухода щели элементов постепенно забиваются смолами, которые нельзя удалить обычной промывкой.

При техническом уходе № 2 проверяют пропускную способность элементов. Для этого закрывают пробкой отверстие в дне элемента, опускают элемент в дизельное топливо, температура которого должна быть 18— 20° С, и засекают время заполнения его полости до метки, находящейся на расстоянии 50 мм от края.

На кромку наружного элемента рекомендуется надеть скобу, выгнутую из жести или проволоки по размену (рис. б).

Окончание заполнения внутреннего элемента удобно определять по началу подъема стержня, соединенного с поплавком (рис. в).

Если время заполнения превышает 45 сек, то элементы нужно отправить в мастерскую, где их пропускную способность восстанавливают на специальных установках.

Ротор центрифуги для очистки вынимают из-под колпака и осторожно разбирают. Деревянным скребком удаляют отложения и тщательно промывают детали ротора дизельным топливом. Каналы прочищают медной проволокой, не вывертывая форсунок, и продувают сжатым воздухом.

При сборке ротора важно не повредить уплотнительные прокладки. Ряд центрифуг имеет метки на корпусе и стакане ротора. При сборке их нужно совмещать, чтобы не нарушить балансировку ротора. Гайки крепления крышки в роторах старой конструкции затягивают поочередно, на полграни за один прием, избегая перекоса втулок. Установив ротор на ось, нужно убедиться, что он свободно вращается от руки.

После промывки ротора рекомендуется проверить его обороты при помощи резонансного прибора. Для этого прогревают двигатель, так чтобы температура масла была 80° С, свинчивают глухую гайку с оси ротора и, навинтив вместо нее прибор, проверяют обороты согласно инструкции. Если они будут меньше 4000 об/мин, необходимо снова разобрать центрифугу и устранить неисправность (засорение форсунок или сеток, задевание ротора за прокладку и т.п.).

В тех случаях когда использование прибора невозможно (например, в центрифугах двигателей Д-50 и Д-37М ось ротора не выходит из колпака), работу центрифуги после промывки проверяют так же, как это рекомендуется делать для всех двигателей после окончания работы трактора.

Для этого обороты прогретого двигателя устанавливают такими, чтобы в системе смазки было нормальное давление, а затем двигатель останавливают. Ротор, продолжая вращаться по инерции, издает легкий шум, который должен быть слышен не менее 30 сек после остановки двигателя.

В сроки, указанные заводом-изготовителем (для большинства двигателей при проведении технического ухода № 2), масло в системе смазки заменяют. Его сливают из поддона и корпуса фильтров сразу после остановки горячего двигателя. Затем промывают фильтры, проверяют их пропускную способность, промывают ротор центрифуги, сетку заливной горловины и набивку сапуна, очищают магниты сливных пробок и ставят на место снятые детали. После этого, подключив двигатель к специальной установке, промывают систему смазки в течение 15 мин смесью, состоящей из 80% дизельного топлива и 20% дизельного масла.

Нагнетательный шланг установки присоединяют к системе смазки так, чтобы промывочная жидкость, нагнетаемая в магистраль, предварительно проходила через маслоочиститель двигателя (например, к отверстию в колпаке фильтра грубой очистки двигателя СМД-14). Во время промывки периодически прокручивают коленчатый вал вручную. После промывки продувают систему сжатым воздухом (от компрессорной установки) до полного удаления промывочной жидкости. Затем заливают свежее масло до уровня верхней метки на масломерной линейке, запускают двигатель и проверяют давление масла в системе.

Виды сельскохозяйственной деятельности: