Русский тяжеловоз: племенная работа

О племенной работе с русским тяжеловозом

Русская тяжеловозная порода лошадей получена в результате систематического подбора и отбора низкорослых, но массивных жеребцов и кобыл арденской породы. Русскому тяжеловозу присущи мелкий рост (от 142 до 150 см), массивный, длинный, глубокий и широкий корпус с обхватом груди 185—205 см, короткие, сухие конечности с удовлетворительным развитием костяка, породная голова средних размеров, короткая, массивная шея. При хорошем развитии корпуса и достаточно гармоничном телосложении у лошадей этой породы часто встречаются присущие выводным предкам экстерьерные недостатки. Основные из них — мягкая спина, короткий, свислый круп, запавшее запястье, саблистость.

Кобыла, русский тяжеловоз

Кобыла Боевая, русский тяжеловоз

Жеребец, русский тяжеловоз

Жеребец Колодник, русский тяжеловоз

К ценным хозяйственно полезным признакам этой породы следует отнести подвижность, длинный продуктивный шаг и свободную рысь, неприхотливость к кормам и способность держать тело при удовлетворительном кормлении, добронравность, достаточную силу, в соответствии с типом лошади, высокую плодовитость, выносливость и приспособленность к различным климатическим и хозяйственным условиям.

Величина максимальной силы тяги у русского тяжеловоза значительно меньше, чем у других сравниваемых пород, причем она меньше не только в абсолютном выражении, но и по отношению к живому весу.

По данным Института коневодства, полученным в 1951 г., рекорды максимальной грузоподъемности повышаются по мере повышения кровности русского тяжеловоза.

Согласно этим данным, чистопородные русские тяжеловозы установили максимальное тяговое усилие 314 кг, а помеси первого поколения 185 кг, помеси же второго поколения — 232,5 кг.

Характеристика хозяйственно полезных качеств русского тяжеловоза и анализ его происхождения показывают, что эта порода отличается по своим качествам как от выводных арденов, так и от других тяжеловозных пород. Новый тип русского тяжеловоза отвечает современным требованиям многих краев, областей и республик РФ, в связи с чем и получил широкое распространение.

Определяя направление и методы племенной работы с русским тяжеловозом, необходимо повышать с каждым годом требования к качеству рабочих лошадей колхозов и совхозов различных зон СССР, в том числе и зон распространения русского тяжеловоза. Анализ истории племенной работы в прошлом показывает, что длительный, систематический отбор и широкое использование в качестве заводских производителей низкорослых жеребцов и применение инбридинга приводило к закреплению и стойкой передаче по наследству мелкого роста.

Вообще заводские жеребцы-производители и родоначальники линий с ростом 150 см и выше встречаются редко.

Например, родоначальник одной из современных линий жеребец Ларчик при недостаточном росте — 139 см имел хорошую косую длину— 154 см и обхват груди 193 см, но обхват пясти только 20 см. Такое же несоответствие в промерах можно наблюдать и у других представителей линий, например, у жеребца Караула — 143—155—187—20 см.

Мелкие производители не могут поднять рост местных лошадей даже в зонах первичного улучшения.

Повышения роста можно добиться двояким путем. Первый наиболее быстрый и простой путь, это прилитие крови советского тяжеловоза. Однако к этому способу надо прибегать лишь в крайних случаях, при недостатке хороших заводских жеребцов-производителей.

Поднимая рост русского тяжеловоза, нельзя допустить утраты сложившегося его желательного типа. Опыт работы ряда конных заводов показывает, что когда поднимают рост без учета необходимости сохранения сложившегося в этой породе типа, получают хотя и более крупных, но нетипичных для породы лошадей.

Скрещивание с советским тяжеловозом может повести к утрате ряда породных особенностей русского тяжеловоза и превратить его в мелкого советского тяжеловоза

Поэтому основным методом дальнейшей племенной работы с русским тяжеловозом следует признать улучшение в себе, за счет отбора более крупных, но типичных жеребцов и кобыл. При таком отборе и правильном подборе необходимо одновременно обеспечить хорошие условия кормления, ухода и содержания производящего состава — кобыл, жеребцов и молодняка всех возрастных групп.

Особое внимание должно быть обращено на повышение рабочих качеств: увеличение грузоподъемности, выносливости, скорости движения шагом и рысью. В данное время, когда племенной состав конзаводов, как правило, используется на различных работах в хозяйстве, выявление работоспособности упростилось, нужно только вести учет выполнения работы каждой лошадью и ее состояния в смысле упитанности, работоспособности и доброезжести. Весь племенной молодняк должен проходить тренинг и испытания. Данные о работоспособности надо вносить в заводские и племенные книги, где указывать не только рекорды, полученные при официальных испытаниях, но и данные о рабочих качествах при использовании в хозяйстве в старшем возрасте.

Необходимо также вести работу по повышению скороспелости русского тяжеловоза, чего можно добиться путем отбора по этому хозяйственно полезному признаку хорошим кормлением и выращиванием молодняка.

Уровень кормления должен быть обеспечен согласно нормам, рекомендованным научно-исследовательским институтом коневодства.

Наряду с обеспечением лошадей в стойловый период хорошим сеном из бобовых и злаковых трав, в рацион должны входить доброкачественные концентрированные корма в виде овса, отрубей, жмыха, а также сочные корма в виде моркови, турнепса и кормовой свеклы. В летний период производящий состав в свободное от работы время должен пользоваться пастбищем с богатым травостоем и получать подкормку концентратами.

Рекомендуемые нормы кормления предусматривают обеспечение всеми основными питательными веществами согласно живому весу, возрасту, сезону и физиологическому состоянию лошадей.

При работе на жеребых кобылах норма кормления должна быть увеличена не менее чем на 30% против рекомендуемых размеров для соответствующей неработающей группы тяжеловозов.

Низкий уровень кормления не обеспечивает хорошего развития молодняка, всвязи с чем снижается его качество, а отсюда понижается цена при реализации. Экономически выгоднее при полноценном кормлении и рациональном содержании выращивать молодняк класса элиты и первого, чем при скудном кормлении выращивать продукцию, отвечающую требованиям второго класса.

Жеребцы-производители в неслучной сезон при хорошем полноценном кормлении также могут быть использованы на внутрихозяйственных работах.

В случной сезон жеребцам нужно ежедневно предоставлять умеренный

моцион путем проездки в упряжи или выпуска в леваду.

Молодняк в летний период должен пользоваться пастбищным содержанием, а в зимний период его необходимо выпускать на длительные прогулки в леваду и проводить групповой тренинг всем табуном в степь по определенному маршруту на протяжении 1,5—2 часов на расстояние 8—10 км.

Заездку, выездку и тренинг молодняка нужно производить согласно наставлению научно-исследовательского института коневодства с учетом возможности использования молодых лошадей на внутрихозяйственных работах. Производимые на молодняке работы нужно обязательно учитывать и оценивать качество их выполнения.
А. Яковлев, профессор

Виды сельскохозяйственной деятельности: