Правильно ли считать роение инстинктом?

Роение пчёлКаждая пчела тонко реагирует на многие обстоятельства, из которых формируется ситуация в семье: как сильна семья, какова матка, сколько ей лет, сколько открытого печатного расплода в гнезде, какие соты. И, разумеется, многое иное, и внутригнездовое, и внешнее: температурные показатели воздуха, сила ветра, чисто небо либо покрыто облаками, каково атмосферное давление и пр., а не исключено и вовсе другое - каково, скажем, состояние луны! Знакомы работы, доказывающие, что на ход роения оказывают воздействие и лунные фазы.

В многоэлементной системе из десятков тысяч активных слагаемых воздействия одиночек объединяются и увязываются.

Семья пчел - коллективное единство, которое сохраняет вид и размножающее его. На любом этапе жизни и формирования она демонстрирует результат совмещения сплетающихся, сливающихся действий тысяч обитателей гнезда.

Возьмем мух - комнатных, мясных, зеленых. Что случится с зародышами каждой, наперед общеизвестно. Зародыши будут развиваться по присущей виду природе.

Можно для всех график расписать, как для движения поездов: кто в какую стадию войдет. Если бы так и с пчелиными семьями было, пасечник ульи выставил бы, а сам в тенечке полеживал, газеты почитывал либо приёмник слушал. А то ведь ему только лишь то известно, что роятся пчелы как правило после цветения яблони и до цветения липы, будь-то фенологический календарь у них, и еще общеизвестно, что рои выделяются, обычно, с утра, будь-то в ульях часы с циферблатом. Потому-то необходимо быть весьма умелым настройщиком семей, чтоб предупредить либо по крайней мере не упустить рои.

Было бы роение инстинктом, какая настройка предотвратила бы его? Тут сошлюсь на мнение Павла Львовича Снежневского.

В книге «Инстинкты пчелиной семьи» он категорически возражал тем, кто считал, что «роение - достаточный акт в жизни и деятельности пчел», объявлял такое мнение на большую глубину ошибочным, даже «не заслуживающим внимания». Вот как обосновано это убеждение: «Как на колодных, так и на рамочных пасеках видны нормальные семьи, не проявляющие роевого настроения, однако дающие гигантские результаты по медосбору. Данные семьи доказывают, что акт роения не есть что-либо нужное, неизбежное, а что роевое настроение способен для семьи пчел выпадать безболезненно».

В другом месте еще отчетливее: «Что касается роения, то инстинкта роения не существует». У Снежневского было довольно оснований высказаться столь чётко. На его пасеке из семей, выкупленных раньше у пчеловода, промышлявшего только лишь продажей роев, роение семей было почти целиком ликвидировано, о чем Снежневский нередко упоминает в своих статьях. Многие страницы в его сочинениях доказывают: роение способно заменяться интенсивным сбором нектара. Такими и стали пчелы на его пасеке.

Известно: семьи роятся, когда нет достаточного приноса нектара. Возникновение богатого взятка вполне способно другой раз прервать даже уже появившееся воспитание роевых маток. А ведь сбор корма - забота одних рабочих... Вероятно пружину роения заводят в конечном счете рабочие.

Много я за последние годы историй о роении наслушался. И любопытных, и интересных, и даже загадочных. Однако ведь не знаешь, довольно ли точно они излагаются. Все ли упомянуто, не осталась ли какая-нибудь важнейшая подробность опущенной, а она бы все верно осветила. Однако как такие происшествия проконтролировать?! Можешь верить - верь, а не можешь - выкинь из головы!

Вот почему меня за живое задел рассказ одного ветерана пасеки, который тоже на семинаре вроде нашего выступил.

- У меня,- начал он,- рой ушел со свищевой маткой...

Как он это произнес, шумок прокатился, все друг с дружкой стали перешептываться. И я спросил:

- Нет ли какой ошибки?

Спросил и огорчил товарища.

- Беда,- вздохнул он,- кому не расскажу, сомневаются. Зачем? Не мальчик я байки травить. Пчелами занимаюсь с малолетства. Меня пасечной азбуке дед учил, как отца моего - его дед, мой прадед. И отец пересказывал: его дед тоже у своего деда учился. Уж и не скажу, кем он мне приходился. Нашей всей фамилии род от бортевиков-древолазов. Мы и по паспорту значимся. Древолазовы. Династия! Больше двухсот лет сряду пчелами промышляем. Мне что ли свищевой маточник от роевого не отличить? У меня внук Васятка и тот их не спутает. Даже слушать обидно.

Я тот номер семьи - сорок седьмая - в гробу не забуду! За пасечным домиком улей паяльником обжигал, лампа шипит, глушит, уши забило. Кончил, выключил, а в ушах все гул. Не сразу дошло. Выбежал из-за домика, оглянул местность сверху точка. Сам себе не верю: роится 47-я, которая свищевых маток воспитывала!

Так он историю данную пересказал толково и совместно с тем удивленно, что я подумал: это вполне подвергнуть проверке можно.

Короче, на следующий год я две семьи пустил в опыт. Как с весны освободил ульи от утепления - они на воле зимовали - немедленно стал к тем семьям употреблять все, что положено, чтоб склонить к роению, а когда в них возникли мисочки с яйцами, я обеих маток изъял. На четвертый день гнезда осмотрел. Мисочки - пустые, заброшенные, в сотах яиц нет, в открытых ячеях одни личинки, а основное,- в каждом гнезде по два свищевых маточника... Выждал, сколько требовалось. Порядок, маточники запечатаны.

Ну вот, собственно, и все. Прекрасно, не поскупился, на двух семьях опыт поставил. Потому что в одной вышла свищевая матка, матка из второго маточника исчезла, а молодая потянула семью дальше, вроде она и не собиралась роиться. Зато из второй роевые пчелы увели с собой матку, не посмотрели, что свищевая, а в гнезде пчелы дождались выхода второй свищевой и с ней стали жить-поживать, меды собирать.

После того я в московскую библиотеку васхниловскую добрался, комплекты старых журналов русских и заграничных перерыл и нашел. Хоть и реже, однако выходы роев со свищевыми матками отмечались. Дальше - больше: нашел сообщения, что отмечались и выходы роев совершенно без маток, когда в гнездах одни только лишь недозревшие маточники. А рою так невтерпеж, что получается роение. Выходить - получается, отдельные и в клуб успевают свиться, а улететь неспособны, возвращаются.

Теперь давайте обдумаем, о чем говорим. Похоже, роение заключается не из одного события, а их пара. Образуют рой рабочие пчелы - раз! и выводится молодая матка - два! Одно только лишь втоое имеет место при тихой смене. При выведении роевых маток оба события сочетаются во времени, а в исключительных эпизодах, как у товарища Древолазова с его 47-й, да у меня в опыте, двойственность события выявляется и при выходе роя со свищевой маткой.

Однако что же мы все-таки наблюдаем в минуты роения? 80 лет назад Софья Дьяченко на Московском пчеловодном съезде немного наивно говорила в своем докладе о том, как празднично настроены пчелы, выходя из улья с роем. Над ней подтрунивали, хихикали. А ведь она, пожалуй, к верной оценке явления приближалась.

Разве способен пчеловод безразлично пройти мимо роящейся семьи? Все вроде знакомо и не раз видано, а вновь дивишься и волнуешься. Что сталось с этими созданиями - всё время занятыми, спешащими, целенаправленными, поглощенными очередным занятием? Вдруг они от всего отрешились. Данная волнующаяся масса воспринимается как одно из будничных и совместно с тем праздничных явлений природы, которые равномерно таинственны и превосходны, как распускающийся цветок. Здесь, в маленьком событии, в кружении, взлетах и падениях тысяч роевых пчел взору человеческому предстает живая память природы, пронесенное через историю планеты напоминание о далеком прошедшем вида.

В главе о выходе роя М. Метерлинк отмечает: «торжество ликования, мелодичный звук бесчисленных радостей, сливающихся в сокровенный голос прекрасного мгновения, непреодолимое очарование и исступление бессознательной жертвы, принесенной видом, победу расы и грядущего, единственный день забвения и безумия, ликование не владеющих собой больше, наконец, единственное воскрешение пчел...»

В последних двух словах - «воскрешение пчел» - мы видим основное, что благоприятствует постижению происходящего.

После поэтического анализа, принадлежащего перу Метерлинка, все, о чем говорится далее, звучит сухо, пересыщено физиологией. Инстинкты отдельной пчелы с абсолютной очевидностью обнаруживаются в продолжение всей ее жизни, от яйца до конца... Однако ведь не все рабочие пчелы проживают свой век равномерно. Далеко не каждая заносится в рой. Такое происходит лишь разве с маленький частью потомства матки. В данных пчелах как бы просыпается остаточный след - пережиток древнейшего, давнего-предавнего прошлого.

Пчелиная семья появилась в эпоху, которую именуют плейстоценовой. Она господствовала задолго до возникновения человека. Однако и в значительно более давние времена, когда плейстоцен еще был непредставимо далеким, пчелы уже существовали. Пчелы одиночные, у которых жизненный цикл непременно включал брачный полет.

От тех пчел в современных общественных пчелах сохранились как некое родимое пятно сильно редуцированные яйцевые трубочки. Совместно с изменившимся яйцекладом (он превратился в зубчатое жало) трубочки - последняя примета и свидетельство того, что данные образования принадлежат к женскому полу. У матки яйцевые трубки сформированы, заполняют брюшко, будь то вобрав в себя соответственные органы рабочих, погашенные историей становления семьи.

Если в семье давно нет матки, яйцевые трубки рабочих способны очнуться, принимаются увеличиваться, способны даже и яйца выделить, из них выводятся трутни. Однако и в удовлетворительных, успешных семьях каждая пчела, проходя жизненный путь, способна под воздействием различных причин оказаться носительницей просыпающихся яйцевых трубочек. Даже общеизвестно, в какой возрастной группе такое возможно: это возрасты, из которых семья образует рой.

Теперь зададимся вопросом: разве кто рассматривает, к примеру, дыхание животного как инстинкт? Либо кровообращение? Либо пищеварение? Либо что ближе к теме - плодоношение? Дыхание - функция легких. Кровообращение обеспечено работой сердечной мышцы. Пищеварение - процесс биофизического и биохимического освоения и усвоения пищи. Плодоношение - итог цепи сложнейших физиологических процессов.

Многолетний учет эпизодов роения значительного количества диких роев показал: 81 % семей отпускает рои до середины июня, а 18 % - в конце августа - начале сентября. На диаграмме это кривая с двумя пиками - весенним и осенним... У поздних роев нет времени подготовиться к зимовке. Что поддерживает данный второй, самоубийственный пик, неясно. Признать данное отклонение от нормы инстинктивным трудновато.

Профессор Д. В. Аверсон из Висконсинского университета (США) посвятил вопросам роения статью, которая начинается с заявления, изложенного в пяти словах: «Точная первопричина роения остается неизвестной». А западногерманский знаток пчел доктор Ф. Руттнер в одной из ряда последних своих статей писал: «Пока еще нет полного единства мнений сравнительно причин, вызывающих роение». Получается, и Руттнер, и Аверсон, как задолго до них и Снежневский, не считают первопричиной роения инстинкт.

И разве не на каждом шагу убеждаемся мы, что выход роя, его перелет подготовляются сменой ряда состояний и процессов, появляющихся из действий множества одиночек? То же и о содержании молодых маток.

Однако можно спросить: не все ли равно - объявлять роение инстинктом либо понимать его, как процесс. Отвечу на вопрос цитатой из статьи «400 лет споров об инстинкте», о которой уже упоминалось: «Относя какое-нибудь поведение к разряду инстинктов, мы тем самым, не желая того, тормозим его изучение. Классифицировать эту форму поведения либо дать ей наименование - еще не следовательно объяснить ее».

Я в этом тоже убежден. Никому своего взгляда не навязываю и прошу обдумать изложенные факты и их оценку.

Е.Васильева, И.Халифман
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: