Подробнее о трении и смазке в двигателях тракторов

масло для двигателя трактораПри перемещении соприкасающихся деталей между ними возникает трение, препятствующее их движению и вызывающее их износ и нагрев. Причины трения — это неровности на поверхностях трущихся деталей, а также силы молекулярного сцепления между ними. Трение зависит от материала деталей и силы прижатия.

Сила трения намного уменьшается, когда на поверхности есть масляная пленка (смазка). Если она полностью разделяет детали, то в этом случае трение называется жидкостным.

Таким образом, основное назначение смазки в двигателях тракторов — это уменьшить износ деталей и потери энергии на трение. Кроме того, смазка уплотняет зазоры, вымывает из них продукты износа, охлаждает детали и защищает их от коррозии.

Для смазки в тракторах используют главным образом масла, полученные из нефти, и только те из них, свойства которых соответствуют условиям работы данной машины. В тракторах используют масла для двигателей внутреннего сгорания (дизельные и автотракторные), трансмиссионные масла и консистентные смазки.

Масла для двигателей внутреннего сгорания работают в тяжелых условиях. Качество их оценивают по ряду показателей, важнейшими из которых являются вязкость, термоокислительная стабильность, коксуемость и зольность, коррозийность и кислотное число.

Вязкость (густота) характеризует трение между частицами жидкости. Чем она больше, тем меньше масло выдавливается из зазоров, а следовательно, жидкостное трение более надежно. Однако при слишком большой вязкости увеличивается потеря энергии на преодоление трения между частицами в самом масле. Поэтому для смазки по возможности применяют маловязкие масла, но такие, при которых создавалось бы надежное жидкостное трение.

Вязкость в большой мере зависит от температуры: при нагревании масло разжижается, что ухудшает условия создания жидкостного трения, а при охлаждении — густеет, что увеличивает потери энергии на трение и затрудняет пуск холодного двигателя.

Чем меньше изменяется вязкость масла с изменением температуры, тем оно лучше. Температура, при которой утрачивается текучесть масла, называется температурой застывания. Качество масла тем выше, чем ниже температура его застывания.

Термоокислительная стабильность характеризует устойчивость масла против осмоления и лакообразования. Осмоление происходит вследствие окисления масла под действием кислорода воздуха. Этому процессу способствуют высокие температура и давление масла в двигателе, его вспенивание и разбрызгивание, в результате чего во много раз

увеличивается поверхность контакта с воздухом.

Лак — липкая масса, образующаяся на горячих деталях из-за испарения и разложения масла, загрязняет детали и может быть причиной закоксовывания поршневых колец.

Коксуемость и зольность характеризуют склонность масла образовывать нагар при сгорании.

Коррозийность и кислотное число показывают, насколько велика склонность масла вызывать коррозию сплавов цветных металлов. Чем меньше эти величины, тем выше качество масла.

Для улучшения масел к ним прибавляют специальные вещества — присадки. Особенно важны универсальные присадки, добавляемые к дизельным маслам. Они уменьшают образование лаковых отложений и предохраняют сплавы цветных металлов от коррозии.

Требования к качеству масел, поставляемых нефтеперерабатывающей промышленностью, сформулированы в Государственных стандартах (ГОСТ). В дизельных двигателях используют специальные дизельные масла ДС-8 и ДС-11 (ГОСТ 8581—63), а также Дп-8 и Дп-11 (ГОСТ 5304—54).

Буквы в маркировке имеют следующее значение: Д — масло дизельное, С — в процессе изготовления оно подвергалось особо тщательной селективной очистке, п — в масле есть присадка. Цифра показывает вязкость масла при 100° С. Летом применяют более вязкие масла, а зимой — менее вязкие.

Для смазки карбюраторных двигателей применяют автотракторные масла АС-6, АС-8, АС-10 (по ГОСТ 10541—63) и АСп-6, АСп-10, АКп-Ю, АКЗп-6, АКЗп-10 (по ГОСТ 1862—63).

Расшифровка маркировки такая же, как и дизельных масел: А — автотракторное масло, К — подвергалось сернокислотной очистке, 3 —имеет загущающую присадку.

Помимо использования в двигателях, автотракторные, а иногда и дизельные масла применяют также и для смазки механизмов силовых передач. Для этих целей в основном рекомендуются более дешевые масла сернокислотной очистки.

Трансмиссионные масла — нигролы, применявшиеся раньше в силовых передачах, сейчас используются в основном лишь для смазки рулевых механизмов и подшипников карданных передач. Нигрол хотя и образует на поверхностях деталей весьма прочную пленку, однако, будучи залит в картер коробки передач или заднего моста, вследствие большой вязкости увеличивает потери энергии в этих механизмах, особенно при низких температурах.

Консистентные смазки — это однородные густые мази, применяемые для тех узлов, из которых жидкое масло вытекает. Их получают из жидких нефтяных масел путем добавки специальных загустителей. Некоторые консистентные смазки содержат также растительные и животные жиры. Для соответствующих механизмов тракторов из консистентных смазок чаще всего применяют универсальные среднеплавкие (УС), называемые солидолами

Виды сельскохозяйственной деятельности: