Отказы в двигателях тракторов и комбайнов

Отказы в двигателях тракторов и комбайнов

Отказы в двигателях сельскохозяйственной техники: тракторов и комбайновТракторы Т-150 и Т-150К, ДТ-75С, зерноуборочные комбайны «Колос» и свеклоуборочные КС-6. В качестве силовой установки на этих машинах используется дизельный двигатель типа СМД-60 производства Харьковского завода тракторных двигателей. Приходится сталкиваться с тем, что механизаторы и руководители инженерных служб ряда хозяйств недостаточно еще знают устройство, конструкцию и эксплуатационные особенности двигателей типа СМД-60. Рассматривая случаи отказа двигателей в различных областях и республиках страны, чаще всего приходишь к выводу, что отказы в двигателях вызваны в основном нарушениями правил технической эксплуатации.

За время эксплуатации двигателей накоплен большой опыт быстрого и точного определения причин неисправностей и способов их устранения. К таким нарушениям относятся: выброс картерного масла через выхлопную трубу двигателя и картер маховика, повышенный расход масла, появление его в топливе и воде, появление стука в двигателе и другие.

Выброс картерного масла возникает во время длительной работы на малых и холостых оборотах при низком тепловом режиме, менее 65°С. Выводом двигателя в тепловой режим 85–95°С эта неисправность устраняется. Нарушение этих условий приводит к закоксовыванию поршневых колец, к повышенному расходу масла, к ухудшению мощностно-экономических показателей и повышенному износу деталей.

Залегание (закоксовывание) газомасляных чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора со стороны выхлопной трубы также вызывает выброс масла. Причиной этой неисправности является длительная работа двигателя на малых оборотах. Выброс масла происходит, если есть аварийный зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора эту неисправность определяют, трогая рукой гайку колеса компрессора (воздухоочиститель снят), а также по отсутствию характерного звука высокого тона, при резкой остановке двигателя. Причиной неисправности является несвоевременная промывка масляного фильтра турбокомпрессора.

Выброс масла возможен, когда пережато проходное сечение сапуна. В новых машинах осматривают двигатель и проверяют, есть ли деревянная заглушка в сапуне. При вынутом маслощупе хорошо просматривается выброс масла из направляющей трубки маслоизмерителя, что свидетельствует о большом давлении картерных газов. Если снять дюритовый шланг с сапуна, выброс масла прекращается. Следует иметь в виду, что при не полном пережатии шланга утечка масла происходит только через трубку маслоизмерителя, что внешне не проявляется и вводит в заблуждение механизаторов. Неисправность в обоих случаях можно устранить, освободив проходное сечение шланга от пережатия.

Наличие масла в воздушном ресивере возможно при раковине или выпадении масляной заглушки. Определяют неисправность через 3-е резьбовое отверстие крепления передней части крышки ресивера со стороны автокомпрессора. Если, сняв турбокомпрессор и крышку ресивера, причину неисправности определить нельзя, то следует запустить двигатель без турбокомпрессора. Для этого надо заглушить трубку подвода масла к турбине. Выявленную раковину в полости ресивера заделывают эпоксидной смолой.

Выброс масла через картер маховика происходит при разрушении самоподжимного сальника в нем или при наличии там раковины. Выброс масла определяют через правый боковой лючок картера маховика. Для устранения дефекта снимают двигатель с трактора. Иногда причиной выброса масла из картера маховика может быть срезанное уплотнительное кольцо редуктора при постановке в картер маховика. Метод определения — выброс масла через левый боковой лючок картера маховика, утечка масла из масляного картера редуктора. Способ устранения — замена уплотнительных колец.

Бывают случаи, когда картерное масло выходит через обратный клапан из-за залегания его штока через самоподжимной сальник предпускового насоса, через уплотнительные кольца редуктора. Метод определения — обильная течь масла через левый боковой лючок картера маховика. Следует иметь в виду, что если поток масла не разрушает уплотнительные кольца редуктора, то он полностью заполняет полость пускового двигателя и может проявиться при слабой затяжке через уплотнение магнето. Устраняют эти дефекты, заменив обратный клапан и манжеты предпускового насоса. Демонтаж двигателя требуется только в первом случае, когда выброс масла происходит через правый боковой лючок.

При повышенном расходе масла, интенсивном выходе сизого дыма из шланга сапуна проверяют, не нарушена ли целостность прокладки головки цилиндра и не соединилась ли газовая полость с полостью масляного картера. Выхлопные газы при выходе через сапун увлекают за собой частицы масла. Метод определения— поочередное отключение левого и правого ряда форсунок, что определит уменьшение выхода газа из шланга сапуна. Если при отключении левого ряда форсунок выход газов уменьшается, то снимают левую головку цилиндров, обратив внимание на возможные сколы поршня по наружному диаметру.

Следует знать, что при длительной работе двигателя с прорывом газов может закоксоваться зазор между направляющей шпилькой и отверстием головки цилиндров. Съем головки при этом весьма затруднителен. Чтобы снять головку, рекомендуется приварить гайку на закоксованной шпильке и вывернуть ее из блока. При отсутствии электросварки шпильку расклепывают. Среди неисправностей в работе двигателя имеет место и такая, когда масло попадает в систему охлаждения. В этом случае причина одна — канал подачу масла на клапанный механизм в верхней плоскости головки цилиндров соединен с водяной рубашкой двигателя. Во время работы двигателя масло, имеющее давление во много раз выше, чем давление воды, нагнетается в водяную рубашку. Метод определения — при снятии клапанного механизма в масляном канале хорошо видно, есть ли вода. Если она есть, необходимо заменить головку цилиндров.

Некоторые механизаторы, заметив течь воды из-под контрольного отверстия в водяном насосе, устанавливают заглушки. Такой способ не рекомендуется, потому что может произойти соединение масляной системы с системой охлаждения. К сожалению, на двигатели с такими неисправностями составляют акты, рекламации и направляют их за сотни километров на завод. Иногда в масле оказывается вода. Это может быть, когда есть раковина и трещина в блоке или в головках цилиндров, а также из-за нарушений целостности прокладки головки. Определить это можно опрессовкой водяной системы, когда снят поддон.

Следует иметь в виду, что пористость или раковина могут открыться иногда только на прогретом двигателе. Тогда необходимо прогреть двигатель и в водяную рубашку радиатора подвести воздух для создания дополнительного давления. Особо следует помнить: если вода попадает в картер во время работы двигателя, а в нерабочем положении уровень воды в радиаторе не понижается, значит, нарушена прокладка головки цилиндров компрессора. Вода, попадая в цилиндры компрессора через зазор гильза — поршень и сливное окно кронштейна, сливается в масляный картер. Найти эту неисправность можно, открыв вентиль правого воздушного ресивера трактора. Если с воздухом выходит вода, то причина отказа — компрессор.

Одной из причин отказа в работе двигателя является попадание топлива в масло, что бывает при подтекании форсунки, изломе коромысла и неисправности штанги. Из-за поступления увеличенной дозы дизельного топлива в цилиндры, а также при отказе топливного насоса двигатель может пойти «вразнос».

Идет двигатель «вразнос» и тогда, когда — излишек дизельного масла в воздушном ресивере, поступающего с воздухом в камеру сгорания. Надо особо иметь в виду, что избыточное топливо, поступающее по зазору между корпусом и иглой распылителя, отводится от форсунок в фильтр — кронштейн, а от четвертой форсунки поступает для промывки компрессорной части турбокомпрессора с последующим поступлением в воздушный ресивер для смазки выпускных клапанов и их седел. При заедании распылителя часть топлива четвертой форсунки, предназначенного для поступления в камеру сгорания, направляется в воздушный ресивер, где и накапливается. В определенный момент запас топлива подхватывается сжатым воздухом и направляется в камеру сгорания, при получении избыточной дозы топлива двигатель работает на увеличенных разносных оборотах. Чтобы предотвратить «разнос» двигателя, необходимо в первом случае проверить работу топливного насоса в мастерской, во втором — найти причину поступления масла в ресивер, а в третьем — отрегулировать 4-ю форсунку. Перед последующим запуском двигателя, который работал на разносных оборотах, внимательно осмотрите клапанный механизм и убедитесь в отсутствии неисправностей клапанов (рассухаривания).

Отказ в работе двигателя трактора может быть вызван затрудненным вводом шестерни механизма включения редуктора в зацепление с венцом маховика. Механизаторы иногда вводят шестерню механизма включения в зацепление после запуска пускового двигателя, что категорически запрещается. Надо помнить, что во время работы пускового двигателя имеет место незначительное «ведение» вала редуктора за счет сил трения. Это явление резко увеличивается при низких температурах окружающей, среды. В этих условиях шестерня редуктора, вращаясь как фреза, вводится в зацепление, что приводит к поломкам зубьев и к разрыву картера маховика и корпуса муфты сцепления.

Чтобы не было поломки, редуктор снимают и заменяют или зачищают зубья шестерни. Через посадочное окно редуктора зачищают и зубья венца маховика. Во избежание повышенной вибрации й выхода из строя венца вала муфты сцепления, а также первичного вала коробки передач необходимо при замене картера маховика или корпуса муфты сцепления производить ее центровку.

Если перед запуском двигателя коленчатый вал не проворачивается на 360°, то не спешите снимать двигатель. Эта неисправность может возникнуть не только из-за посторонних предметов под маховиком, но и из-за воды в цилиндре. Чтобы установить, есть ли вода в цилиндрах, необходимо отпустить на несколько оборотов все гайки крепления форсунок и приподнять их. Вращая коленчатый вал, определяют, из каких цилиндров поступает вода. Наличие воды в головке цилиндров свидетельствует о том, что открылась раковина на нижней плоскости. Головку цилиндров следует заменить.

Отказ в работе двигателя может быть вызван отсутствием подачи масла на клапанный механизм. Это происходит при провороте втулки распределительного вала. Метод определения — нет ли подачи масла на правую головку цилиндров. Снимите головку и запустите двигатель, предварительно заглушив отверстие водяной рубашки. При отсутствии подачи масла следует заменить блок двигателя. Если подача масла не нарушена, ищите засоренность в маслоканалах головки цилиндров. Иногда происходит изгиб одной из штанг, в результате чего заедает толкатель. Бывает это из-за среза шпонки или ослабления крепления шестерни распределительного вала. Следует подтянуть крепление или заменить этот вал. В случае заклинивания шеек его необходимо заменить блок двигателя. Давление масла в главной масляной магистрали двигателя должно соответствовать не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2) на номинальных оборотах и не менее 0,12 МПа (1,2 кгс/см2) — на минимальных оборотах при температуре масла 80–95°С. При меньшем давлении надо найти причину падения давления и устранить неисправность. Давление, создаваемое предпусковым насосом более 0,1 МПа (1 кгс/см2), свидетельствует о том, что по зазору между подшипником и коленчатым валом нарушений нет. Значит, в масляной системе произошла разгерметизация на участке от маслозаборника до манометра. Этот вывод подтверждается, если также быстро падает давление на манометре при уменьшении частоты вращения двигателя. Для проверки контрольный манометр подсоединяют к Г-образной выводной трубке масла, которую устанавливают на картере маховика. Включают в работу масляную центрифугу и определяют выбег ее ротора в течение 40 с после глушения двигателя. Проверяют сливной клапан (не залег ли шток), целостность прокладки между центрифугой и блоком. Только после этого снимают поддон, обращая внимание на крепление маслозаборника, маслонасоса, редукционного клапана нагнетательной секциии масло-подводящей трубки от насоса к блоку. Опрессовывают масляную систему, подводя воздух в главную масляную магистраль, предварительно сняв маслодатчик, находящийся возле фильтра турбокомпрессора. Есть ли трещины в главной масляной магистрали блока при опрессовке, укажет характерный звук воздуха. Когда нельзя опрессовать систему воздухом, используют другой способ, правда, менее удобный. Сняв поддон, на трубку забора масла насоса надевают шланг и опускают его в ведро с топливом. Запустив пусковой двигатель, опрессовывают систему и по выходу топлива определяют место ее разгерметизации.

Стук в двигателе сельскохозяйственной техники может быть при выплавлении шатунных вкладышей, ослаблении болтов крепления нижней крышки шатуна, обрыве направляющей втулки клапана, а также при попадании постороннего предмета под поршень, заедании толкателя и т. д. Характерный звонкий стук указывает на неисправную форсунку. Поочередно отключая форсунки, определяют неисправную, так как при отключении неработающей форсунки стук прекратится. Ее заменяют.

Глухой детонирующий стук в двигателях сельскохозяйственной техники возможен при нарушении угла впрыска. Угол впрыска на двигателе СМД-62 должен быть 26+3°, на СМД-64 он равен 36 + 3°. Бывает, проверены все возможные случаи, а двигатель работает с неясно выраженном стуком. Эксплуатационники хорошо знают, если двигатель начал стучать, то следует в первую очередь вскрыть ротор масляной центрифуги. Наличие в роторе алюминиевой стружки говорит о выплавлении вкладышей коленчатого вала. Не спешите снимать двигатель, обратите внимание на возможное клинение поршня, хорошо просматриваемого, когда снят поддон. При задире поршня алюминиевая стружка попадает в масло-картер и оседает на роторе центрифуги. Задир поршня возможен из-за местного перегрева по причине образования накипи или при недосверленных водяных отверстиях в блоке.

Обрыв маховика и фланца коленчатого вала также вызывает отказ в работе двигателя. Если резко повышается вибрация двигателя, вскрывают боковой лючок картера маховика и монтировкой определяют люфт маховика. Когда люфт не соответствует регулировочным данным, двигатель снимают для замены болтов крепления маховика и фланца коленчатого вала.
Подсос воздуха в системе питания двигателя может быть при раковинах и нарушениях в местах крепления топливных трубок, а также при отказе механической подкачки топливого насоса. Если ручной подкачкой воздух удален, но двигатель через 1-2 мин глохнет, значит, зависла игла распылителя форсунки. Возможны случаи, когда газы вместе с избыточным топливом попадают в фильтр-кронштейн, а оттуда — в топливную систему. Эту неисправность определяют, отсоединяя топливоотводящую трубку от фильтра-кронштейна. При подсосе воздуха снимают форсунки и проверяют качество распыла и давление впрыска.

Из-за отказа топливной аппаратуры, турбокомпрессора, воздухоочистителя, разрегулировки клапанов, задира поршня и ряда других причин дизель не развивает мощность. Механизаторы с большой охотой в этих случаях меняют поршневую группу. Часто слышишь от них нарекания: «Заменил даже поршневую, а двигатель не тянет».

После замены фильтрующих элементов в топливных фильтрах двигатель «потянул». Надо иметь в виду, что конструкция двигателя обеспечивает безотказность поршней на весь моторесурс.
На тракторе Т-150К трудно устанавливать топливный насос из-за близкого расположения кабины. Не каждый тракторист может наблюдать за текстолитовой шайбой топливного насоса. Обычно устанавливают насос вдвоем.

Предлагается следующий порядок снятия и установки насоса. Прежде чем его снять, вскрывают клапанную крышку правой головки цилиндров и, поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, следят за всасывающим клапаном второго цилиндра {четвертый по счету от передней части головки). Как только клапан начнет закрываться, что соответствует верхней мертвой точке первого цилиндра, вал прекращают прокручивать. Сняв и проверив насос, перед его постановкой следят за тем, чтобы метка (на кулачковой полумуфте) топливного насоса находилась вверху.

Большую опасность представляют собой подтекания топлива и масла. Может возникнуть пожар. Бывает, форсунка из-за плохого качества распыла и низкого давления впрыска подтекает. Топливо в камеру сгорания поступает с опозданием и догорает в выхлопном коллекторе, повышается тепловой режим турбокомпрессора. При повышении теплового режима турбина развивает ««разносные» обороты, которые приводят к ее разрыву. Поток газов температурой до 700°С направляется на топливопровод, что приводит к загоранию топлива.

Если наблюдается свечение сильфонов, что свидетельствует о догорании топлива в выхлопном коллекторе, работу двигателя немедленно надо остановить. Проверка топливной аппаратуры при третьем техническом обслуживании обязательна. Известно, что высокооборотные двигатели, к которым относится двигатель семейства СМД-60, работают при относительно высоких нагрузках, когда кривошипно-шатунный механизм испытывает значительные нагрузки от газовых сил и сил инерции. Безотказная работа этого механизма зависит от соблюдения следующих правил при эксплуатации.

В холодное время года, при температуре ниже 5°С, запускайте двигатель с помощью подогревателя. Если его нет, воду и масло в систему заливают при температуре 90–95°С. Запуск основного двигателя проводите только после прокачки масла предпусковым насосом. Применяйте только летом масло М-10Г, топливо марки Л с содержанием серы не более 0,2%.

Зимой— масло М-8Г, топливо марки 3. Работа на заменителе масла летом — М-10В, зимой — М-М-8Б допускается как крайность с обязательной сменой масла через 120 ч работы двигателя. Допускается кратковременное использование топлива с содержанием серы более 0,2% с обязательной сменой через 120 ч работы. Категорически запрещается одновременно применять маслозаменители и высокосернистое топливо. Особое внимание обращайте не только на замену масла в указанные сроки, но и на обязательную очистку фильтра турбокомпрессора и ротора масляной центрифуги от шлака и смолистых отложений. Иначе турбокомпрессор и центрифуга быстро выйдут из строя.

Применяйте топливо после 48-часового отстоя, с отделением его через грязеспускные пробки. Верхние горловины масляных и топливных емкостей тщательно герметизируйте. Двигатели при длительном хранении должны быть законсервированы согласно инструкций. При обкатке двигателя масло заменяйте.

Выполнение перечисленных правил эксплуатации обспечивает безотказную работу трактора и позволяет увеличить продолжительность его работы.

Л. Бекрицкий, механик

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Рекомендуемые статьи
В объявлениях