В Воронежской области в нескольких районах зафиксирована массовая гибель пчёл

Сразу в нескольких районах Воронежской области зафиксирована массовая гибель пчёл. Владельцы пасек уверены, причина в обработках посевов в жару ядохимикатами. Погибших насекомых уже отправили на анализ и ждут результата. В случае подтверждения отравления пчеловоды намерены добиваться компенсации нанесённого ущерба.
Погибших насекомых хозяева ульев собирают вёдрами. В траве у летков сотни миллионов трупов – элита охотников за нектаром, передает корреспондент ВГТРК "Вести Воронеж".
Домой после химической атаки смогли долететь лишь самые сильные особи.
Остальные так и остались в поле, на дорогах, в лесу, рассказал пчеловод Иван Бурлакин.
Те, кто долетел до улья, погубили выживших. Накормили свои семьи ядовитой пыльцой. И теперь всё содержимое ульев владельцам пасек придётся уничтожить, рассказал пчеловод Василий Насонов.
Ни денег, ни мёда, ни пчёл. Владельцы пасек не стесняются слёз. Развивали сладкий бизнес годами. К новому сезону готовились ещё с прошлого лета, но попробовать свежий мёд так и не удалось.

За помощью пчеловоды обратились к властям. В Калачеевском районе создали специальную комиссию. Чиновники говорят, что почти все пасеки были не застрахованы. Многие официально не регистрировали свой бизнес.
– Причина сейчас устанавливается. Вчера специалистами ветслужбы был собран материал для анализа. Выписаны сопроводительные документы и переданы в Белгородскую межобластную лабораторию. Как заверяет руководитель хозяйства, обрабатывалось это всё так же, как и в прошлом году, в такой же дозе, ну, надо дождаться результатов анализов, – пояснил руководитель Центра поддержки сельских территорий АПК Калачеевского района Алексей Дейнекин.

Помимо калачеевцев, пострадали десятки пчеловодов в Шиповом лесу, туда традиционно съезжаются пасеки со всех соседних районов. Владельцы ульев говорят, следить за использованием пестицидов в хозяйствах сейчас некому – специалистов не хватает. О существовании пасек агрономы часто забывают. В этом году о химических обработках полей пчеловодов даже не предупреждали.
– Катастрофа будет, понимаете? Погибнут пчёлы – погибнет у нас вообще всё растениеводство. Вообще погибнет флора и фауна. И как-то несерьёзно относятся к этому. А те органы, которые занимаются, должны под контролем специалистов, которые имеют специальность по этому вопросу, – отметил президент Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов.
Результаты экспертизы готовы через десять дней. Если причиной гибели насекомых окажутся ядохимикаты, то владельцам пасек должны компенсировать причинённый ущерб. Пчеловоды уже намерены обратиться в суд.
В управлении ветеринарии Воронежской области рассказали, что пчёлы также погибли в Новохопёрском районе, Нижнедевицком и Таловском.
Что стало причиной мора, предстоит выяснить ветеринарам, если владельцы пасек к ним, конечно, обратятся. Получить компенсацию от аграриев, отравивших пчёл, владельцы насекомых могут только в одном случае, если все документы у них изначально были оформлены по закону. Например, нужно иметь на руках соглашение с владельцами полей, поблизости к которым пчеловоды вывозят передвижные пасеки.
– В 90% случаев пасечники, выезжая в поля, не заключают эти соглашения. Есть часть владельцев пасек, которые даже не обращаются в ветеринарную службу, не регистрируют эти пасеки, соответственно, не получают ветеринарно-санитарные паспорта на пасеки, в которых прописываются все исследования, на паразитарные заболевания, на вирусные заболевания, причём ряд вирусных заболеваний при выявлении влечет карантин. Прежде всего, я бы владельцам пасек порекомендовал обратиться в ветеринарную службу, чтобы организовать комиссионный отбор проб павших пчёл для проведения лабораторных исследований по установлению причины падежа, – отметил заместитель руководителя управления ветеринарии Воронежской области Игорь Болдырев.
В прошлом году случаев падежа пчёл ветеринары насчитали более 30 – это только официально подтверждённые анализами данные. Больше всего их погибло в Панинском районе. Во всех случаях причина – отравление пестицидами, самый популярный – цигалотрин.
Пчеловоды говорят, что случай в этом году вопиющий, такого массового падежа не было десятки лет. А вот воронежские учёные, например, считают, что предупреждения об обработке полей ядами, могут и не сработать – и вообще, пчёлы в области давно находятся в смертельной опасности из-за развития химической промышленности. По мнению ученых, пчёлы в регионе выживут только в заповедниках.
Зерновой портал Центрального Черноземья