Обращение участников XVI Международного зернового раунда к властям и зернопроизводителям

Обсудив ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве и на зерновом рынке страны, участники XVI Международного зернового раундаотмечают, что в прошедшем году аграрный сектор и зерновой рынок столкнулись с качественно новыми вызовами, которые обострили нерешенные задачи отрасли – достижение устойчивости доходности сельскохозяйственной деятельности, формирование стимулов к технологической модернизации, резко выросла закредитованность предприятий отрасли, остается низкой конкурентоспособность отрасли как в отношении других от-раслей национальной экономики, так и значительной части отечественной продукции на рынке.
Хотя проведена определенная модернизация практики реализации Госпрограммы, но сохранение прежних подходов и механизмов, не отвечает качественно изменившейся экономической ситуации и поставленным задачам импортозамещения на основе роста конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции.
Ключевым вопросом становятся не масштабы бюджетной поддержки, которую следует увеличить, а четкое определение долгосрочных задач развития отрасли и конкурентоспособность государственного регулирования аграрного сектора.
Необходим переход от декларирования задач роста конкурентоспособности и импортозамещения к мерам по стимулированию их достижения на основе повышения доходности сельскохозяйственной деятельности обеспечивая устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности.
Импортозамещение и достижение высокой конкурентоспособности не самоцель, а средство повышения инвестиционной привлекательности отрасли, создания условий для роста уровня жизни и материального благосостояния, т.е. инструмент для решения задач развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также обеспечения продовольственной безопасности.
Вместе с тем на практике реализуются прежние подходы, ограничивающие конкурентоспособность аграрного сектора:
•ориентация на рост производства продукции без учета требований реальной конкурентоспособности;
•политика бюджетной «фронтальной» поддержки АПК, а не прорывных направлений развития, ведет к распылению средств поддержки и не позволяет добиться должного эффекта;
•искусственное сдерживание цен на продукцию, ограничивая доходы сельхозпроизводителей негативно влияет на их производственную, инвестиционную и инновационную активность;
•отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления сельхозпродукции на внутреннем рынке и ясной политики в отношении агропродовольственного экспорта;
•нарастание административного давления на аграрный бизнес, которое зачастую является следствием стремления к самосохранению надзорных органов, а не обеспечением интересов госу-дарства и общества.
В текущем зерновом году аграрный бизнес оказался в ситуации неопределенности. Так, лишь в начале 2015 года были реализованы решения по субсидированию инвестиционных проектов, однако часть из заключенных кредитных договоров так и не была принята к субсидированию. Лишь в мае был внесен в Правительство России нормативный акт об обратном выкупе зерна из интервенционного фонда, хотя Минсельхоз России декларировал такое решение еще в начале интервенционных закупок. На фоне второго за постсоветскую историю урожая зерна, кулуарно, было принято решение о введении экспортных пошлин на пшеницу, нерациональность которого подтверждена решением об их досрочной отмене. Сохраняется неопределенность в вопросе обязательности установки тахографов на технику, остаются нерешенными вопросы рационального агрострахования и погектарных выплат и др. Все эти проблемы снижают доходность и подрывают стимулы к развитию у сельхозпроизводителей, но не оказывают должного влияния на удержание роста потребительских цен, то есть действуют с точностью наоборот заявляемым официальным целям.
Участники XVI Международного зернового раунда отмечают, что ряд принимаемых сегодня мер носят позитивный характер, однако считают, что необходимы системные меры по фор-мированию новой конкурентоспособной агропродовольственной политики, переработка Госпрограм-мы и оперативное решение следующих задач:
- сохранение масштабов поддержки отрасли на 2016-2020 годы в объемах не ниже установленных Госпрограммой;
- при введении вывозных пошлин на зерновые товары предусматривать прямые компенсации зернопроизводителям для компенсации выпадающих доходов;
- ввести мораторий на любые изменения нормативно-правовых актов, ухудшающих условия деятельности сельхозпроизводителей и пересмотреть законодательные акты, расширяющие контрольно-надзорные функции и создающие предпосылки для коррупционных отношений;
- отказаться от обезличенной поддержки технологической модернизации и перейти к поддерж-ке по конечному результату хозяйственной деятельности – производство конкурентоспособной продукции;
- разделить бюджетную поддержку на средства поддержки (для ограниченного перечня направ-лений сельхоздеятельности) и средства развития сконцентрировав финансовые и организационные ресурсы на прорывных направлениях, которые должны определяться не узким кругом чиновников и отдельных экспертов, а в ходе широкой открытой дискуссии экспертного и бизнес сообщества. Втом числе для продвижения наилучших доступных технологий создать специальный Фонд развития АПК;
- обеспечить приоритет господдержки конкурентоспособным хозяйствам;
- отказаться от политики сдерживания закупочных цен и введения экспортных ограничений на сельхозпродукцию без компенсации упущенной выгоды сельхозпроизводителям;
- перейти от прямых интервенций к залоговым операциям и установлению минимальных гарантированных цен, что требует ускоренного принятия ФЗ «О зерновых товарных складах общего пользования»;
- принять нормативные акты для стимулирования процессов концентрации, включая поглощение эффективными производителями низкоэффективных хозяйств, дополняя эти меры созданием альтернативной сельской занятости;
- обеспечить поэтапный переход от единого сельскохозяйственного налога к общей системе налогообложения, сохранив все льготные режимы, предусмотренные для сельхозпроизводителей;
- снять ограничения на применение современных биотехнологий в сельском хозяйстве России, одновременно обеспечив защиту прав потребителей;
- установить в постоянном режиме пониженный уровень железнодорожных тарифов в целях снятия избыточного предложения зерна в регионах удаленных от зон потребления;
- исключить требование обязательности установки тахографов на самоходную сельскохозяйственную, автомобильную и иную технику, перевозящую сельскохозяйственную продукцию;
- поддержать инициативы Деловой России по снятию административных барьеров и предложить в рамках Экспертного Совета при Правительстве России сформировать рабочую группу по административным барьерам на агропродовольственном рынке;
- обеспечить переход на финансирование прикладных научно-методических работ и НИОКР на основе грантов, под гарантии их внедрения в практику;
- обеспечить целевую подготовку и переподготовку кадров для реализации современных технологий.
Участники XVI Международного зернового раунда обратилиськ федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу c призывом консолидировать усилия в решении указанных задач, они выразилиуверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций будет способствовать устойчивому развитию рынка зерна и агропродовольственного сектора страны, окажет положительное влияние на ход социально-экономического развития и укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке.
Зерновой портал Центрального Черноземья