Коммерсантъ: РЖД путь к безубыточности: либо госсубсидии, либо резкий рост тарифов

ОАО РЖД начало свою ежегодную борьбу с правительством за темпы роста тарифов на грузовые перевозки и представило ряд сценариев финансового плана на 2016 год. Правительству предложено выбрать: либо рост тарифов на 17,7% без господдержки, либо минимальный подъем тарифов на 7,5% с выдачей ОАО РЖД 130 млрд руб., либо какой-то из промежуточных вариантов. Вице-премьер Аркадий Дворкович, по данным "Ъ", предложил монополии еще поработать над расходами, а эксперты опасаются, что резкое повышение тарифов может усилить отток грузов на другие виды транспорта.
В четверг на совещании у Аркадия Дворковича обсуждались финансовый план ОАО РЖД на 2015-2018 годы и варианты индексации грузовых тарифов на 2016 год, рассказал "Ъ" источник, знакомый с деталями обсуждения. По его словам, монополия считает "справедливым" рост тарифов на 17,7% и тогда готова обойтись без госсубсидий. При меньшем повышении (7,5-15,7%) ОАО РЖД нужна господдержка на 26-130 млрд руб.
Собеседник "Ъ" отмечает, что Минэкономики и Минфину "не понравились" предложенные варианты. В пятницу в указанных министерствах на запросы "Ъ" не ответили. По словам другого источника "Ъ", близкого к правительству, господин Дворкович (ожидается, что вице-премьер возглавит совет директоров ОАО РЖД) готов поддержать индексацию максимум на 10%, "пока эта ставка взята за базу во всех расчетах ОАО РЖД". Но при таком росте монополия настаивает на субсидиях в объеме 100 млрд руб., а вице-премьер не собирается принимать решение, пока ОАО РЖД не "отработает программу сокращения издержек", добавляет источник "Ъ". В аппарате Аркадия Дворковича и ОАО РЖД отказались от комментариев. Источник "Ъ", близкий к монополии, подтвердил, что решений на совещании принято не было.
Индексация тарифов ежегодно становится предметом споров между ОАО РЖД и правительством. Еще в 2013 году Белый дом утвердил индексацию тарифов монополий в 2015-2018 годах на уровне инфляции предыдущего года, но при инфляции в 6% ОАО РЖД удалось убедить правительство в 2015 году поднять грузовой тариф на 10% и выдать субсидию в 30 млрд руб. Иначе ОАО РЖД грозило закончить год с убытком в 100 млрд руб., объясняя это падением погрузки и заморозкой тарифов в 2014 году. По прогнозу социально-экономического развития РФ от Минэкономики, в 2015 году инфляция составит 11,6%, а железнодорожный тариф в 2016 году повысится только на 7,5%. Но в мае глава ОАО РЖД Владимир Якунин уже заявил, что при этом компании потребуется субсидия в 140 млрд руб.
Источник "Ъ" говорит, что на совещании представители монополии заявили о тяжелом финансовом положении ОАО РЖД: из-за спада погрузки за пять месяцев года компания недополучила 18,4 млрд руб. и еще 6 млрд руб.— на пассажирских перевозках дальнего следования. В июне ОАО РЖД прогнозирует снижение погрузки на 5,3%, а по итогам года — на 2,5%, до 1,19 млрд тонн, уточняет собеседник "Ъ". Он отмечает, что в 2015 году ОАО РЖД ожидает роста расходов к утвержденному советом директоров плану на 14,7 млрд руб., до 1,32 трлн руб., а в 2016-м — до 1,46 трлн руб., в первую очередь из-за ухудшения прогнозов Минэкономики. Еще 15,2 млрд руб. ОАО РЖД теряет на инфраструктурных облигациях на 200 млрд руб., выкупленных ВЭБом в 2013-2014 годах, поскольку их обслуживание выросло из-за роста инфляции с 7,9% годовых в прошлом году до 15,7% в этом, говорит источник "Ъ". Кроме того, добавляет он, монополии не хватает 50,4 млрд руб. на инвестпрограмму этого года (всего 427,7 млрд руб.).
На этом фоне ОАО РЖД скорректировало прогноз на 2016 год, сделав его более консервативным, говорит источник "Ъ". Погрузка в 2016 году снижена до 1,2 млрд тонн с 1,23 млрд тонн, доходы от перевозок вырастут до 1,48 трлн руб. вместо 1,44 трлн руб., а чистая прибыль будет равна нулю (без учета курсовых разниц, при субсидиях на 100 млрд руб. и росте тарифов на 10%). По словам собеседника "Ъ", инвестпрограмма на 2016 год сейчас оценивается в 501,7 млрд руб., на 2017 год — в 532,8 млрд руб., а на 2018-й — в 413,4 млрд руб. При этом объем субсидий будет расти: в 2017 году понадобится уже 150 млрд руб., а в 2018-м — 200 млрд руб., и это без учета господдержки пригородных перевозок.
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что за последние два года ОАО РЖД не приняло никаких мер для роста доходов от погрузки, кроме повышения тарифов. Но при ухудшении ситуации в экономике этот механизм уже не работает, а индексация тарифов выше 10% может крайне негативно отразиться на многих отраслях промышленности и привести к оттоку грузов на другие виды транспорта, считает эксперт. По его мнению, ОАО РЖД с грузоотправителями нужно переходить на гибкое тарифообразование. "Коммерсантъ"№102 от 15.06.2015