Гудок: Перевозки зерна на экспорт по железной дороге идут в плановом порядке

Резко выросшие из-за колебания курса доллара экспортные пошлины на зерно могут сократить перевозки в порты. Однако пока в ОАО «РЖД» не наблюдают серьёзных изменений в погрузке этой номенклатуры.
Председатель российского Зернового союза Аркадий Злочевский сообщил о том, что из-за высокой пошлины временно прекратился экспорт зерна. С июля была введена новая система расчёта экспортной пошлины на зерно, привязанная к доллару.
«Чем выше курс, тем выше пошлина, – говорит он. – При курсе 71 руб. за доллар стоимость тонны зерна составляет 12,78 тыс. руб. ($180), а пошлина за тот же объём – 890 руб. Но Федеральная таможенная служба высчитывает пошлину не исходя из контрактной цены, а по дате оформления декларации, когда зерно уже погружено на судно. Из-за колебания курса экспортёры не могут рассчитать свои издержки и поэтому подождут более стабильной ситуации».
При этом эксперт отметил, что из-за такой нестабильности курса российские производители теряют свою долю на мировом рынке, хотя спрос на наше зерно довольно высокий.

Все ведущие зерновые трейдеры, имеющие наибольшие доли на рынке, отказались комментировать ситуацию с экспортом. Тем не менее, исходя из данных по погрузке на железной дороге, никаких особенных изменений не наблюдается. Как говорит первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Колесников, в тот день, когда было сделано заявление Злочевского, погрузка составила 16,3 тыс. тонн – это обычный объём.
«При этом и за всю предыдущую неделю никаких особенных колебаний не было, – заметил Сергей Колесников. – Правда, это минус 8% к прошлому году, однако мы превышаем собственный план на 6,5%. Более того, идёт ежесуточное наращивание погрузки, и мы планируем выйти на уровень прошлого года. Чтобы посмотреть, как рынок отреагирует на заявление Зернового союза, нужно подождать около недели».
У экспертов пока нет единого мнения, что будет происходить с экспортом осенью. Директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько полагает, что уровня прошлогоднего экспорта мы не достигнем как по причине введения новой пошлины, так и из-за общего снижения цен на мировом рынке.
«Спад в портах Чёрного моря достиг 25% по итогам июля и августа, – пояснил Дмитрий Рылько. – Способствовало этому и мировое снижение цен на пшеницу, которые по сравнению с прошлым годом снизились с $240–250 за 1 тонну до $180–185».
Генеральный директор аналитического отраслевого агентства «ПроЗерно» Владимир Петриченко полагает, что в этом году мы экспортируем даже немного больше, чем в прошлом, – до 32 млн тонн.
По прогнозу Мирового совета по зерну (IGC), мировое производство пшеницы в сезоне-2015/2016 уменьшится на 2,2% из-за снижения производства в Китае, Аргентине и Индии при росте мирового потребления на 0,4%. Запасы на конец сезона сократятся на 2,5%, что может привести к росту мировых цен, а это создаст более благоприятные условия для российского экспорта.
Минсельхоз пока сохраняет прогноз экспорта на уровне прошлого года в 30 млн тонн, из них пшеницы – на уровне 26–27 млн тонн.
«Гудок»№151 от 31.08.2015