ЕСХН отметил свое десятилетие: как собрать с крестьянина налоги?

Единый сельскохозяйственный налогНа днях Федеральный закон № 147-ФЗ, которым был введен единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН), отметил свой десятилетний юбилей. Об этом напомнили участники состоявшегося в Госдуме РФ «круглого стола» на тему «Совершенствование налогового законодательства АПК».

Как напоминает своим читателям газета «Трибуна»,единый сельскохозяйственный налог был введен для крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих и перерабатывающих сельхозпродукцию и рыбу в объеме не менее 70% от общего дохода. ЕСХНне только снизил налоговую нагрузку на земледельцев, но и существенно упростил ведение бухгалтерского и финансового учета. В частности, он упразднил оформление отчетности по уплате налогов на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество организаций. Вздохнули облегченно бухгалтеры, которых на селе не так-то и просто найти. Но на практике был замечен и побочный эффект.

Закон принес малому фермерскому бизнесу сложности в партнерских отношениях и материальные потери. Одна из проблем существующего порядка налогообложения – «разорванная» система платежей по НДС между сельхозпроизводителями, которые используют систему оплаты ЕСХН, и переработчиками их продукции. Казалось бы, как хорошо, что организации, являющиеся плательщиками единого налога, освобождены от уплаты НДС в бюджет при реализации произведенной ими продукции.

Но в результате при приобретении необходимых для их деятельности материалов, техники и ГСМ они потеряли право на возмещение из бюджета входящих в их стоимость НДС, как это происходит у производителей, применяющих другие формы налогообложения. В итоге при закупке товарно-материальных ценностей сумма так называемого «входящего» НДС включается в затраты производства, увеличивая тем самым себестоимость сельхозпродукции. Это приводит к снижению рентабельности производства на 10–12% в хозяйствах, выращивающих зерновые, подсолнечник и сахарную свеклу.

А переработчики сельхозсырья (производители муки, растительного масла, сахара и т.д.), которые не освобождены от оплаты НДС (у них другая система налогообложения), в результате сталкиваются с нерентабельностью производства. Из-за этого они вынуждены закупать сырье по разным ценам, которые зависят от того, является поставщик плательщиком ЕСХН или другой системы налогов. Поставщикам, которые используют единый налог, устанавливается цена ниже, чем тем, кто работает по системе налогообложения с оплатой НДС. А что делать? Только так переработчики сырья компенсируют свои потери при переработке сельхозпродукции, закупленной у плательщиков единого налога.

Производители сельхозсырья весьма изобретательны. Они находят разные тропы решения бизнес-проблем, идут на маленькие и большие хитрости. Чтобы увеличить доходность, они завязывают отношения с посредниками, закупающими их сырье на 2–3% дороже и поставляют его переработчику с выделением НДС, за который бюджет возмещает 10% от стоимости товара. По данным экспертов, только в 2012 году посредники заработали таким образом 20 млрд рублей. В результате на благодатной почве неурегулированных отношений как сорняки активно произрастают посредники-однодневки и процветает теневая деятельность самих сельхозпроизводителей, которые снижают выплату налогов.

Так, десятилетний опыт использования ЕСХН показал, что доброе намерение упростить налогообложение сельского предпринимательства привело к недобрым результатам: увеличению затрат сельхозпроизводителей, усложнению расчетов между товаропроизводителями и переработчиками сельхозсырья, рождению посреднической сети, неэффективному использованию государственных средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства и… как результат – повышению цен на конечную продукцию.

На заседании «круглого стола» в Госдуме представители отраслевых союзов и деловых ассоциаций, эксперты и участники рынка пришли к выводу, что налоговое преимущество ЕСХН перестало отвечать изменившимся условиям хозяйствования. Одни специалисты высказали предложения об отмене ЕСХН, оставив малым и средним предприятиям возможность добровольно переходить на упрощенную систему налогообложения (УСН), которая не приведет к увеличению налоговой нагрузки. Другие – предлагали только отменить льготу освобождения от уплаты НДС. Впрочем, главная задача в обоих вариантах одна – заставить сельхозпроизводителя платить налог по-честному, без ухода в тень.

Надежда ШКОЛКИНА, заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Госдумы: – Есть несколько возможных путей решения данного вопроса. Мне более импонирует вариант принятия принципа добровольности уплаты НДС для плательщиков ЕСХН, когда налогоплательщик сам выберет путь наиболее удобный для его развития. Если он предпочитает путь модернизации производства или взаимодействия с крупным ретейлером или переработчиком, то ему выгодней перейти на систему ЕСХН с уплатой НДС. Если сельхозпроизводитель выбирает путь «тихого» развития, то ему будет удобней и комфортней работать по системе ЕСХН без уплаты НДС.

Источник: Зерновой портал Центрального Черноземья