Муфта сцепления двигателей комбайнов

Муфта сцепления на комбайнах однодисковая, непостоянно замкнутая. По принципу действия она подобна тракторным непостоянно замкнутым муфтам, но имеет оригинальный нажимной механизм с пружинами, которые обеспечивают плавное включение и длительную работу без регулировок.

муфта сцепления двигателя СМД-15К на комбайнах

Муфта сцепления двигателя СМД-15К:

1 — подшипник; 2 — двуплечий рычаг; 3 и 5 — оси; 4 — рычаг с шаровой головкой; 6 — маховик; 7 — ведомый диск; 8 — нажимной диск; 9 — упорный диск; 10 — кронштейн; 11 — корпус муфты; 12 — уравнитель; 13 — серьга; 14 — отводка; 15, 20, 28 — пресс-масленки; 16 — корпус подшипника; 17 — палец; 18 — подшипник; 19 — ступица; 21 — вал; 22 — втулка; 23 — пружина; 24 — стакан; 25 — шайба; 26 — подшипник; 27 — крышка; 29 — шкив привода молотилки; 30 — болт; 31 — пружины; 32 — нажимной стаканчик; 33 — втулка; 34 — регулировочный болт; 35 — подпятник; 36 — валик вилки; 37 — вилка; 38 — рычаг; 39 — болт-фиксатор

Ведущая часть муфта состоит из нажимного диска 8 (рис.) и упорного диска 9, привинченного к маховику. Три пальца 17 (запрессованные в диске и пропущенные сквозь втулки 22, фланцы которых приклепаны к упорному диску) обеспечивают совместное вращение обоих ведущих дисков. На пальцы надеты пружины 23. Упираясь одним концом во фланец втулки 22, а другим в шайбу 25, пружины отводят нажимной диск от ведомого диска.

Ведомый диск 7 стальной, с фрикционными накладками. Своей ступицей он надет на шлицы вала 21. Опорами вала служат двухрядные шариковые подшипники. Передний подшипник 1 запрессован в расточке маховика, а задний 26 установлен в стакане 24, фланец которого вместе с крышкой 27 притянут болтами к корпусу муфты. На наружном шлицевом конце вала закреплен шкив 29 привода молотилки.

К упорному диску приклепаны три кронштейна 10. В паз каждого кронштейна заложен уравнитель 12, представляющий собой двуплечий рычаг. С одной стороны в уравнитель ввинчен регулировочный болт, который проходит сквозь отверстие в упорном диске и соприкасается с подпятником 35, запрессованным в нажимном диске.

Напротив другого конца уравнителя находятся две нажимные пружины 31, пропущенные сквозь отверстие в упорном диске. Пружины надеты на болт 30, ввинченный в нажимной диск, и одним концом упираются в нажимной диск, а другим — в бурты втулки 33. В гнездо этой втулки вставлен нажимной колпачок 32, с которым соприкасается конец уравнителя.

В отверстие, сделанное посредине уравнителя, введена шаровая головка рычага 4, установленного на оси 5. Другой конец рычага 4 плоский, против него находится ролик двуплечего рычага 2, установленного на оси 3. Двуплечие рычаги 2 серьгами 13 соединены с отводкой 14, которая может перемещаться по ступице 19, прикрепленной к упорному диску завальцовкой и сваркой. На отводке установлен шариковый подшипник 18, а его корпус 16 своими цапфами входит в пазы вилки 37.

 схема действия муфты сцепления двигателя СМД-15К на комбайне 

Схема действия муфты сцепления двигателя СМД-15К:
а — включена; б — выключена.

Муфтой сцепления управляют рычагом с рабочего места комбайнера. Для включения муфты (рис. а) на комбайне рычаг перемещают от себя. Движение от него через тягу, рычаг 38 и вилку 37 передается отводке. При этом она перемещается влево и серьгами 13 повертывает рычаги 2 по часовой стрелке. Рычаги 2, нажимая своими роликами на рычаги 4, повертывают их на осях 5 против часовой стрелки. В результате уравнители 12 перемещаются по направлению к маховику и через регулировочные болты 34 и нажимные пружины 31 надавливают на нажимной диск. Преодолевая сопротивление пружин 23, нажимной диск перемещается влево и зажимает ведомый диск.

Диски сжимаются с наибольшей силой, когда рычаги 2 и 4 расположены под прямым углом, а отводка не доходит до упорного диска. Однако, чтобы не было самопроизвольного выключения муфты, отводку перемещают еще немного вперед — до упора в диск. Передача усилия нажимному диску через уравнители обеспечивает более равномерное распределение его по всей поверхности диска.

При выключении муфты (рис. б) все детали перемещаются в обратном направлении, нажимной диск пружинами 23 отводится влево, в результате чего освобождается ведомый диск и прекращается передача движения на шкив молотилки. Положение деталей в выключенном состоянии муфты фиксируется болтом 39, который, упираясь в корпус муфты, ограничивает дальнейший поворот рычага 38.

Подшипник 18 (см. рис.) смазывают солидолом через каждые 60 ч работы двигателя. Для этого через пресс-масленку 15 делают по 3—4 нагнетания шприцем. Из корпуса 16 смазка по сверлению в отводке попадает в зазор между отводкой и ступицей 19. Подшипники 1 и 26 смазывают через 240 ч или во время послесезонного технического ухода. Солидол к ним нагнетают через пресс-масленки 20 и 28. Утечка смазки через зазоры предотвращается резиновыми самоподжимными сальниками.

Регулировка муфты сцепления на комбайнах. Включив муфту, проверяют зазор между головками болтов 30 и нажимными стаканчиками 32 пластинчатым щупом, пропуская его сквозь прорези в стаканчиках. Зазор должен быть равен 0,5 мм, регулируют его вращением болта 34, предварительно выключив муфту.

Чтобы обеспечить полное выключение муфты, рычаг 38 устанавливают вертикально, вывертывают болт 39 до касания с корпусом, а затем, вывернув его еще на один оборот, стопорят контргайкой. Удерживая рычаг в таком положении, присоединяют к нему тягу.

Виды сельскохозяйственной деятельности: