Модернизация и создание новых моделей тракторов

Качество тракторов улучшают двумя способами. Один из них — модернизация, т. е. внесение изменений в устройство агрегатов и узлов без нарушения их базисных размеров. Этот способ наиболее дешевый, так как позволяет выпускать более совершенные тракторы, не нарушая сложившегося на тракторном заводе технологического процесса.

Однако возможности улучшения качества трактора путем модернизации ограничены. Когда эти возможности оказываются исчерпанными, начинают производство новой модели трактора, конструкцию которой заранее отрабатывают с учетом новейших достижений науки и техники и перспектив развития тракторов данного класса. Внедрение в производство новой модели трактора связано с существенным изменением технологического процесса и с заменой дорогостоящего специального оборудования (автоматических линий, агрегатных станков, стендов и т.п.).

Ниже приведен краткий обзор модернизированных и подготовленных к производству новых тракторов.

Класс 0,6 т. Базовая модель — трактор Т-25 был освоен производством в 1970 г

трактор Т-25К

Трактор Т-25К

Для междурядной обработки высокостебельных культур разработана модификация—трактор Т-25К (рис.) с увеличенным до 1500 мм агротехническим просветом. Необходимая устойчивость трактора обеспечивается увеличенной до 3050 мм шириной. Поднимаются на рабочее место по легкой приставной лестнице, которую на время работы закрепляют на капоте. Ею же пользуются и при техническом обслуживании трактора.

Трактор Т-25К отличается от Т-25 главным образом устройством переднего и заднего мостов, которые имеют увеличенную ширину, а для получения необходимой прочности и жесткости усилены растяжками. На задние колеса остов трактора опирается через сварные корпуса цепных передач, которые вверху прикреплены к рукавам полуосей, а внизу — к корпусам конечных передач.

Движение от полуосей к ведущим колесам передается роликово-втулочными цепями. Ведущие звездочки цепных передач закреплены на наружных концах полуосей, а ведомые — на валах ведущих шестерен конечных передач.

При наличии дополнительных узлов любой трактор Т-25 может быть переоборудован на увеличенный агротехнический просвет и наоборот.

Непрерывно совершенствуется в процессе производства и самоходное шасси Т-16М. Мощность двигателя на новой машине увеличена с 20 до 24 л. с., а число передач с 7 до 8. Предусмотрена возможность установки ходоуменьшителя, который обеспечит получение замедленных скоростей от 0,7 до 2,5 км/ч. Шасси имеет металлическую кабину с жестким предохранительным каркасом. При необходимости кабину можно легко снять.

Класс 0,9 т. На тракторах Т-40 и Т-40А вместо двигателей Д-37М устанавливают двигатели Д-37Е мощностью 50 л. с. Проводятся работы по улучшению внешнего вида этих тракторов и условий труда на них.

Для работы на крутых склонах и на пересеченной местности созданы тракторы Т-40Н и Т-40АН, устойчивость которых улучшена благодаря более низкому расположению центра тяжести.

Класс 1,4 т. Минский тракторный завод производит модернизированный трактор МТЗ-80. От своего предшественника— трактора МТЗ-50 — он отличается не только более современным внешним видом (рис.), но и значительно улучшенными технико-экономическими показателями.

 трактор МТЗ-80 

Трактор МТЗ-80

На тракторе установлен двигатель Д-240 с неразделенными камерами сгорания в поршнях, которые обеспечивают хорошее объемно-пленочное смесеобразование. По сравнению с двигателем Д-50 у двигателя Д-240 улучшено наполнение воздухом, уменьшены вибрация и потери на трение, повышена прочность коленчатого вала. Все это позволило увеличить обороты с 1800 до 2200 в минуту и таким образом повысить мощность до 75—80 л. с. при удельном расходе топлива не более 190 г/э. л. с.-ч.

Муфта сцепления трактора не претерпела существенных изменений.

Коробка передач разработана в двух вариантах. В первом варианте она имеет такую же схему, как и на тракторе МТЗ-50. В сочетании с двухступенчатым редуктором, помещенным в корпусе муфты сцепления, она позволяет получить восемнадцать передач переднего и четыре передачи заднего хода. При этом скорость переднего хода может изменяться от 1,56 до 33,4 км/ч, а заднего хода — от 3,33 до 7,72 км/ч. В конструкции трактора предусмотрена возможность установки планетарного ходоуменьшителя, который позволяет получать замедленные скорости от 0,26 до 1,27 км/ч.

Во втором варианте применяется четырехскоростная коробка передач с шестернями постоянного зацепления. В сочетании с трехступенчатым редуктором она позволяет получить двенадцать передач для движения вперед со скоростями от 2,57 до 31,57 км/ч и восемь передач для движения назад со скоростями от 3,48 до 13, 98 км/ч.
Четыре фрикционные муфты, имеющиеся в коробке передач, позволяют переключать передачи без разрыва потока мощности, передаваемой от двигателя к ведущим колесам. Остановка трактора требуется лишь для переключения ступеней (диапазонов) редуктора.

Задний мост трактора МТЗ-80 в основном такой же, как у трактора МТЗ-50, но у него есть автоматически блокирующийся дифференциал. Действие автоматической блокировки увязано с работой рулевого управления.

Конструкция ходовой части, рабочего и дополнительного оборудования обеспечивает весьма широкую универсальность трактора. Если основные задние колеса 12—38" заменить узкими колесами 9—42", то трактор может работать в междурядьях 45 см, а с колесами 15—30" его можно использовать на дорожно-строительных работах. Как и на тракторе МТЗ-50 предусмотрена возможность установки полугусеничного хода.

Гидравлическая навесная система — с управляемой скоростью подъема и опускания орудий. Грузоподъемность ее увеличена за счет повышения рабочего давления до 120 кГс/см2. Гидросистема допускает высотное, силовое и позиционное регулирование положений рабочих органов орудий. Как и у трактора МТЗ-50, есть гидравлический увеличитель сцепного веса.

Задний ВОМ имеет независимый и синхронный привод. При независимом приводе можно иметь две скорости вращения ВОМ— 548 и 1013 об/мин. При необходимости на тракторе может быть установлен боковой ВОМ с независимым приводом.

Для управления тормозами прицепов предусмотрена возможность установки на тракторе пневматического оборудования. Механизмы управления тормозами трактора и прицепа в этом случае блокируются.

Плотная металлическая кабина с жестким предохранительным каркасом опирается на остов трактора резиновыми подушками, что предохраняет от проникновения шума. В кабине большие окна, плафон, вентилятор и стеклоочиститель с электрическим приводом. Регулируемое сиденье имеет упругую торсионную подвеску с гидравлическим амортизатором.

Одновременно с трактором МТЗ-80 предусмотрено производство его модификации с передним ведущим мостом — трактора МТЗ-82.

Класс 2 т. Типажом в этом классе предусмотрено производство специальных гусеничных тракторов: виноградникового, свекловодческого, садового и лесохозяйственного. Все они являются модификациями колесного трактора класса 1,4 т (МТЗ-50) и имеют широкую взаимозаменяемость узлов и агрегатов как с базовой моделью, так и между собой.

Виноградниковый трактор Т-54В выпускается Кишиневским заводом. Подготавливается к производству свекловодческий трактор Т-54С. Он отличается от Т-54В увеличенной до 1350 мм колеей, что в сочетании со сменными гусеницами шириной 200 и 300 мм обеспечивает хорошую вписываемость в стандартные междурядья посевов сахарной свеклы, а также выполнение других сельскохозяйственных работ.

Агротехнический просвет увеличен до 440 мм за счет установки двухступенчатой конечной передачи и увеличения размеров деталей торсионной подвески. С каждой стороны вместо четырех установлено по пять опорных катков.

Класс 3 т. В качестве базовых моделей в этом тяговом классе предусмотрены два гусеничных трактора общего назначения. Первый должен иметь мощность 90 л. с. с возможностью последующего повышения до 110—130 л. е., что обеспечит рабочие скорости трактора 7—12 км/ч. Рабочие скорости второй базовой модели должны быть 9—15 км/ч, для чего требуется мощность двигателя не меньше 150 л. с.

Требованиям первой базовой модели в основном соответствует модернизированный трактор ДТ-75, выпускаемый под маркой ДТ-75М. При последующей модернизации трактора будет повышена мощность двигателя, усовершенствована силовая передача и проведены другие прогрессивные мероприятия.

трактор Т-150

Трактор Т-150

Харьковские тракторостроители разработали конструкцию нового энергонасыщенного трактора Т-150 (рис.), который по своим показателям соответствует требованиям, предъявляемым ко второй базовой модели класса 3 т. На нем установлен шестицилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров мощностью 150 л.с. что позволяет на некоторых сельскохозяйственных работах повысить производительность в 1,7—2 раза по сравнению с производительностью тракторов Т-74 и ДТ-75.

В конструкции трактора нашли отражение новейшие достижения отечественного и мирового тракторостроения: переключение передач без остановки; сервоустройства, уменьшающие усилия на органах управления; гидравлические амортизаторы ходовой части; звукоизолированная, отапливаемая и вентилируемая кабина с большими окнами и т.д. Внешняя форма трактора соответствует современным требованиям технической эстетики.

Трактор Т-150 имеет принципиально новую схему силовой передачи, впервые примененную на гусеничных тракторах. Крутящий момент от двигателя через двухдисковую постоянно замкнутую муфту сцепления передается коробке передач, имеющей два вторичных вала. Они карданными валами соединены с двумя независимыми промежуточными передачами, смонтированными в корпусе заднего моста. От ведомых конических шестерен промежуточных передач, через планетарные конечные передачи, крутящий момент передается ведущим звездочкам.

Вторичные валы получают вращение от шестерен постоянного зацепления через гидроподжимные фрикционные муфты, при помощи которых осуществляется переключение передач. Поскольку каждый вторичный вал может включаться и выключаться независимо от другого, то коробка передач служит одновременно и механизмом поворота. Отключением одного из валов осуществляют плавный поворот трактора. Для получения крутого поворота отключенный вторичный вал затормаживают смонтированным на нем ленточным тормозом плавающего типа.

Как модификация трактора Т-150 разработан сельскохозяйственный колесный трактор общего назначения с одинаковыми размерами передних и задних ведущих колес. Он готовится к производству под маркой Т-150К.

Класс 4 т. Трактор Т-4А, выпускаемый Алтайским заводом, —это модернизированный трактор Т-4. На нем установлен двигатель АМ-ОЗА, мощность которого, по сравнению с двигателем АМ-01, увеличена до 130 л. с. путем повышения скорости вращения коленчатого вала до 1700 об/мин, а также регулировкой топливного насоса на увеличенную цикловую подачу.

В связи с установкой на тракторе более мощного двигателя усилены и механизмы силовой передачи: увеличен диаметр дисков муфты сцепления, увеличена жесткость валов коробки передач и грузоподъемность ее подшипников, корпус заднего моста сделан более жестким, в каждом водиле планетарного механизма поворота установлен дополнительный, четвертый сателлит.

Класс 5 т. Колесный трактор-тягач К-700 хорошо зарекомендовал себя в районах с большими земельными массивами. Готовится к производству модернизированный трактор К-700А с двигателем мощностью 250 л. с. В последующем предполагается повысить мощность двигателя до 280—300 л. с.

Класс 6 т. Челябинский тракторный завод выпускает новый гусеничный трактор Т-130. Его двигатель отличается от двигателя Д-108 трактора Т-100М увеличенной до 130 л. с. мощностью при 1070 об/мин. Увеличение мощности достигнуто за счет турбонаддува.

На тракторе установлена двухдисковая постоянно замкнутая муфта сцепления, выключаемая педалью. Коробка передач четырех-вальная, с шестернями постоянного зацепления, обеспечивает получение восьми передач переднего и четырех передач заднего хода.

Задний мост и ходовая часть подобны применяемым на тракторе Т-100М, но отличаются устройством ряда узлов. Усовершенствован также и гидравлический усилитель механизма управления.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: