Механизмы передачи систем пуска дизелей СМД-14 и Д-50Л

Механизмы передачи систем пуска дизелей СМД-14 и Д-50Л устроены одинаково. Несущественные различия (форма корпуса, рукоятки включения и др.) обусловлены особенностями устройства дизелей.

Механизм передачи состоит из муфты сцепления, обгонной муфты и автомата выключения.

механизм передачи системы пуска дизеля СМД-14

Механизм передачи системы пуска дизеля СМД-14:

а — детали механизма; б — схема взаимодействия деталей при включении муфты сцепления и при работе автомата выключения; 1 — корпус; 2 —крышка; 3 — подвижный упор; 4,6 и 17 — подшипники; 5 — неподвижный упор; 7 - рукоятка; 8 — стопорный болт; 9, 21 и 36 - пружины; 10 — ступица; 11 — нажимной диск; 12 —втулка; 13 и 14 — ведомые и ведущие диски; 15 - упорный диск; 16 - промежуточная шестерня пускового двигателя; 18 — сальник; 19 — вал; 20 — шестерня включения; 22 — направляющая втулка; 23 - толкатель; 24 — груз; 25 — стакан; 25 —рычаг; 27 — рукоятка механизма включения; 28 — фиксатор; 29 — венец маховика; 30 — шестерня; 31 - ведущий барабан; 32 и 35 — пробки; 33 — толкатель; 34 — ролик; 37 — палец

Обе муфты объединены в общий узел, размещенный в полости корпуса 1 (рис. выше) на валу 19, который вращается в шариковых подшипниках 6 и 17. Корпус 1 посадочным пояском вставлен в расточку картера маховика и вместе со своей крышкой 2 притянут к этому картеру болтами. К корпусу 1 сверху прикреплен пусковой двигатель. Его промежуточная шестерня 16 зацеплена с шестерней 30, опирающейся на вал 19 через бронзовую втулку.

Муфта сцепления. Ведущий барабан 31 прикреплен заклепками к шестерне 30. В нем размещен набор чередующихся ведущих 14 и ведомых 13 стальных дисков с тщательно обработанными плоскостями.

Ведущие диски всегда вращаются вместе с барабаном, так как его поводки входят в вырезы дисков. Ведомые диски, входя своими выступами в пазы втулки 12, вращаются вместе с ней.

К торцам втулки 12 сквозными болтами прижаты упорный диск 15 и фланец ступицы 10, которая опирается на вал через бронзовые втулки. Поверх ступицы 10 находятся нажимной диск 11, подвижный упор 3 и расположенный между ними шариковый упорный подшипник 4. Нажимной диск, связанный с втулкой 12 пальцами 37, вращается вместе с ней, но в то же время имеет возможность перемещаться в продольном направлении.

Подвижный упор сделан за одно целое с шестерней, которая зацеплена с зубьями, нарезанными на валике рукоятки 7. Ступица подвижного упора свободно сидит в расточке крышки 2, в которой запрессован и неподвижный упор 5. На соприкасающихся торцах упоров сделаны винтовые выступы.

Муфту сцепления включают поворотом рукоятки 7 на себя (см. рис. б). При этом подвижный упор 3 поворачивается посредством зубчатой передачи, скользит своими винтовыми выступами по выступам неподвижного упора 5 и перемещается назад (на рисунке — вправо) вместе с подшипником 4 и нажимным диском 11. В результате сжатия набора дисков вращение ведущих дисков передается ведомым и втулке 12.

При выключении муфты рукоятку поворачивают от себя. При этом упор 3 идет влево, вслед за ним разжимная пружина 8 перемещает нажимной диск, поэтому прекращается сжатие дисков, а следовательно, и передача вращения от ведущего барабана на втулку 12.

От муфты сцепления вращение через роликовую обгонную муфту передается валу 19, Втулка 12, являясь ведомой частью муфты сцепления, в то же время служит ведущей обоймой обгонной муфты. Втулка опирается на вал через четыре ролика 34, которые расположены в ее вырезах и удерживаются от выпадения фланцами ступицы 10 и упорным диском 15. Вырезы сделаны так, что их высота уменьшается в направлении, противоположном вращению.

Пружины 36 через толкатели 33 сдвигают ролики в узкую часть вырезов. Поэтому, когда втулка 12 получает вращение от пускового двигателя через муфту сцепления, ролики затягиваются в узкую часть вырезов, заклинивают вал и увлекают его во вращение вместе с втулкой. Как только дизель запустится, вал 19, вращаясь быстрее втулки 12, расклинивает ролики. Сместив их в широкую часть вырезов, вал 19 отсоединяется от втулки и этим предотвращает дальнейшее повышение числа оборотов пускового двигателя. В расклиненном состоянии обгонная муфта работает непродолжительно, так как при дальнейшем повышении числа оборотов вала сработает автомат выключения.

Устройства, подобные рассмотренной обгонной муфте, обеспечивающие заклинивание и расклинивание совместно работающих частей, достаточно широко используют в механизмах силовых передач тракторов. Иногда эти устройства называют роликовыми муфтами свободного хода.

Детали муфты сцепления и обгонной муфты смазывают дизельным маслом, которое заливают в полость корпуса по уровень контрольной пробки 32.

Автомат выключения. На заднем шлицевом конце вала 19 находится шестерня 20 с закрепленным на ее ступице стаканом 25. В пазах стакана на осях установлены грузы 24.

В продольном сверлении последовательно установлены две пружины 21 (одна в другой) и толкатель 23. Он пропущен сквозь направляющую втулку 22, ввинченную в торец вала. Пружины прижимают толкатель к внутренним плечам грузов и таким образом сводят их наружные плечи.

Для зацепления шестерни 20 с венцом 29 маховика рукоятку 27 поворачивают влево. Внутренний рычаг 26, закрепленный на общем валике с рукояткой, давит на торец стакана и перемещает его вместе с шестерней вперед. Грузы 24, перемещаясь вместе со стаканом, скользят своими скосами по головке направляющей втулки 22, раздвигаются и, поворачиваясь на осях, внутренними плечами через толкатель дополнительно сжимают пружины. Когда шестерня окажется зацепленной с венцом маховика на всю длину зубьев, выступы грузов заходят за головку направляющей втулки и удерживают шестерню во включенном положении. Рукоятку 27 возвращают в исходное положение, в котором она стопорится фиксатором 28.

После пуска дизеля под действием увеличивающихся центробежных сил грузы расходятся. При этом пружины 21 сначала дополнительно сжимаются, а затем, после выхода выступов грузов из зацепления с головкой направляющей втулки, разжимаются и, перемещая стакан вместе с шестерней, выводят последнюю из зацепления с венцом маховика. Таким образом происходит автоматическое разъединение начавшего работать дизеля и пускового двигателя.

Виды сельскохозяйственной деятельности: