Масляный бак и арматура на тракторах

В баке 1 (рисунке ниже) хранится запас масла, необходимый для нормальной работы гидросистемы и восполнения возможных утечек из ее агрегатов через неплотности в соединениях. В нем масло очищается, проходя через специальный фильтр, и частично охлаждается.

масляный бак гидросистемы трактора ДТ-75

Масляный бак гидросистемы трактора ДТ-75:

1 — бак для масла; 2 — войлочное кольцо уплотнения; 3— корпус фильтра; 4—сетчатые элементы; 5 — труба фильтра; 6 — сапун; 7 — отражательная шайба; 8 — пружина перепускного клапана; 9 — шариковый клапан; 10—корпус клапана; 11 — крышка фильтра с патрубком для подвода масла; 12 — стакан пружины 13 — маслоотражатель; 14 — пробка заливного отверстия с масломерной линейкой 15 — фильтр заливной горловины; 16 — маслопровод; 17 — пробка с магнитом отверстия для слива масла

Корпус бака тракторов Т-25 и МТЗ-50 чугунный, а всех других тракторов — из листовой стали. Заливная горловина корпуса имеет пробку 14 или крышку с проволочной набивкой сапуна. Уровень масла в баке измеряют линейкой, а у трактора Т-25 контрольной пробкой. Все баки гидросистемы оборудованы фильтром из сетчатых элементов 4 с перепускным шариковым клапаном 9.

Масло поступает в бак из распределителя через горловину крышки 11, ударяется о маслоотражатель 13 предохраняющей сетки, проходит через мелкие поры сеток в трубу 5 фильтра и далее стекает в бак.

Магнит, расположенный над клапаном или в сливной пробке 17 бака, улавливает металлические частицы, образующиеся в результате трения деталей. При засорении сеток фильтра давление масла в нем повышается, открывается клапан 9 и масло сливается в бак неочищенным. Пружина 8 перепускного клапана отрегулирована на определенное давление навинчиванием корпуса 10 клапана на трубу. Чтобы не нарушить регулировки клапана, при снятии фильтра нельзя вращать корпус по резьбе трубы.

Из бака масло отводится к гидравлическому насосу через маслопровод 16.

Маслопроводы соединяют бак, насос, распределитель и силовые цилиндры и служат для отвода и подвода масла к ним. Силовые цилиндры, имеющие шарнирное крепление, соединены шлангами, а все другие агрегаты, жестко закрепленные на тракторе, — стальными трубами. Для удобства монтажа и уменьшения напряжений длинные трубы могут быть разрезными. Между собой их соединяют отрезками шлангов. Трубы присоединены к штуцерам при помощи накидных гаек. Гайки затягивают без больших усилий, причем окончательно (до прекращения течи масла) — при работающей гидросистеме.

Маслопроводы, самозапирающиеся клапаны и разрывные муфты гидросистемы на тракторах

Маслопроводы (а), самозапирающиеся клапаны (б) и разрывные муфты (в, г) гидросистемы:

I — рабочее положение; II — начало размыкания; III — разомкнутое положение; 1 — металлический маслопровод; 2 — ниппель; 3— накидная гайка; 4 — муфта; 5 — слой резины; 6 — хлопчатобумажная оплетка; 7—металлическая оплетка; 8 — гибкий маслопровод; 9 — пружина левого и правого клапанов; 10 — корпус правого клапана; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — шариковые клапаны; 13 — корпус левого клапана; 14 — штуцер; 15 — замковые шарики; 16 — втулка; 17 — обойма; 18 — правый корпус муфты; 19 — пружина муфты; 20 — стопорное кольцо; 21 — левый корпус муфты

Шланги, работающие под большим внутренним давлением масла, изготовлены из двух слоев резины 5 (рис.), между которыми расположены металлическая оплетка 7 и два слоя хлопчатобумажной оплетки 6. Наружный резиновый слой 5 покрыт тканью. В зависимости от производительности насоса применяют шланги с внутренним диаметром от 10 до 16 мм.

Работоспособность гидросистемы в значительной степени зависит от исправного состояния шлангов. Чтобы шланги работали длительное время, их нельзя скручивать, сильно перегибать и допускать соприкосновения с деталями. Линия, нанесенная мелом или краской по всей длине шланга перед его установкой, должна после установки шланга остаться нескрученной.

Самозапирающиеся клапаны предотвращают вытекание масла из стальных труб и шлангов и попадание в масло грязи при разъединении. Они позволяют монтировать силовые цилиндры, не сливая масло из агрегатов гидросистемы. Устройство клапанов показано на рисунке. Корпуса 13 и 10 притягиваются друг к другу накидной гайкой 3. При этом шарики 12 отжимаются от гнезд корпусов и образуют свободный кольцевой проход для масла. В разомкнутом положении шарики прижимаются к своим гнездам пружинами 9, закрывая выход маслу.

Для нормального прохода масла через клапаны нужно периодически проверять затяжку накидной гайки, завертывая ее рукой до отказа. Завертывать гайку и разъединять шланги можно только при опущенном орудии, когда давление в маслопроводе наименьшее.

Разрывные муфты используют во время работы трактора с выносными силовыми цилиндрами, смонтированными на прицепных машинах. Они вмонтированы в маслопроводы, идущие от трактора к выносному цилиндру, и служат для автоматического разъединения этих маслопроводов без разрыва шлангов и утечки масла. Разрывные муфты размыкаются, если прицепная гидрофицированная машина самопроизвольно отсоединилась от трактора.

Разрывная муфта отличается от самозапирающегося устройства тем, что вместо накидной гайки у нее замок. Устройство разрывной муфты показано на рисунке. В замкнутом положении замковые шарики 15, заложенные в отверстия левого корпуса 21 муфты, запираются в кольцевой канавке правого корпуса втулкой 16. Втулка прижимается пружиной 19 к стальному стопорному кольцу 20. Она закреплена в обойме 17, присоединенной неподвижно к трактору или прицепной машине.

В случае натяжения шлангов с усилием более 9—10 кгс разрывная муфта сместится относительно неподвижной втулки 16 (по рисунку влево) за счет сжатия пружины 19. При этом шарики 15 выйдут из втулки и выжмутся из кольцевой канавки. Муфта разъединится, пружина 19 вернет правый корпус в первоначальное положение, а шариковые клапаны запрут выходные отверстия шлангов.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: