Масляные насосы в двигателях тракторов

В системах смазки тракторов применяют шестеренчатые масляные насосы. Основные рабочие части насоса — шестерни 6 и 7 (рис. ниже) — с небольшими зазорами установлены в расточках корпуса 5 под крышкой 4.

масляный насос двигателя Д-50 и схема работы шестеренчатого насоса

Масляный насос двигателя Д-50 (а) и схема работы шестеренчатого насоса (б):

1 — шестерня привода; 2 — валик ведущей шестерни; 3 — отводящая трубка; 4 — крышка; 5 — корпус; 6 и 7 — ведущая и ведомая шестерни; 8 — маслоприемник; 9 — пружинная скоба; 10 — сетка; 11 — трубка маслоприемника

При вращении шестерен масло, находящееся во всасывающей полости А расточек корпуса, захватывается зубьями и в промежутках между ними и стенками перегоняется в нагнетательную полость Б. Из впадин оно выдавливается зубьями, входящими в зацепление, и по трубке нагнетается в систему смазки.

В определенные моменты одна пара зубьев шестерен еще не вышла из зацепления, а вторая пара уже зацепилась. Тогда между зубьями образуется замкнутое пространство, объем которого на некотором угле поворота продолжает уменьшаться. Масло, заполняющее замкнутый объем, не сжимается, поэтому возникает очень большое давление. В результате этого опоры шестерен испытывают большую пульсирующую нагрузку и быстро изнашиваются.

Чтобы предотвратить износ, у всех шестеренчатых насосов делают разгрузочный канал в корпусе или крышке, по которому масло из замкнутого пространства перепускается в нагнетательную полость.

Насос двигателя Д-50. Ведущая шестерня 6 шпонкой закреплена на валике 2, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в корпусе и крышке. Ведомая шестерня 7    вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Шестерня 1 привода насоса, прикрепленного к крышке переднего коренного подшипника, получает вращение от шестерни коленчатого вала. К корпусу насоса присоединена трубка 11 маслоприемника 5, который размещается в средней части поддона картера. Снизу маслоприемник закрыт сеткой 10.

Масляные насосы других изучаемых двигателей имеют свои особенности.

Насосы двигателей Д-37М и Д-21. Масло-приемники этих насосов выполнены в виде сетчатой трубки, прикрепленной к крышке сливного отверстия поддона картера, что позволяет промывать сетку при каждой смене масла.

Редукционный клапан двигателя Д-50 смонтирован в корпусе центрифуги, а двигателей Д-37М и Д-21 — в специальном корпусе, прикрепленном снаружи. Такое расположение клапана позволяет проверять и регулировать его, не снимая масляного насоса. Редукционный клапан остальных двигателей находится непосредственно в масляном насосе.

Масляный насос двигателя СМД-14. Для уменьшения перебалтывания масла в поддоне шестерня 1 (рис. ниже) привода заключена в лоток 2, отштампованный из листовой стали и привинченный к крышке 3.

масляный насос двигателя СМД-14 и его детали

Масляный насос двигателя СМД-14 (а) и его детали (б):

1 — шестерня привода; 2 — лоток; 3 — крышка; 4 и 13 — втулки; 5 и 14 — ведомая и ведущая шестерни; 6 — корпус; 7 — редукционный клапан; 8 — пружина; 9 — нагнетательный штуцер; 10 — пробка; 11 — нагнетательный маслопровод; 12 — валик; А — всасывающее отверстие; Б — нагнетательное отверстие

Шестерня 1 закреплена шпонкой и гайкой на валике 12. Ведущая шестерня 14у напрессованная на этот же валик, находится в зацеплении с ведомой шестерней 5. Последняя вместе со своей бронзовой втулкой вращается на пальце, запрессованном в корпусе.

Нагнетательный маслопровод 11 присоединен к насосу посредством штуцера 9, внутри которого помещен клапан 7. Пружину 8 клапана регулируют резьбовой пробкой 10.

Масляный насос двигателей АМ-01 и АМ-41.

Насос этих двигателей — двухсекционный. Корпус основной 1 (рис. а) и радиаторной 4 секций вместе с разделяющей их проставкой 3 стянуты болтами и точно сцентрированы пустотелыми штифтами 2.
 

масляные насосы с несколькими секциями в двигателях тракторов

Масляные насосы с несколькими секциями:

а — двухсекционный насос двигателя АМ-01; б — трехсекционный насос двигателя Д-108; 1 — корпус основной секции; 2 — штифт; 3 — проставка; 4 — корпус радиаторной секции; 5 — втулка; 6 и 7 — ведущая и ведомая шестерни радиаторной секции; 8 — корпус клапана; 9— редукционный клапан радиаторной секции; 10 — пружина; 11 — регулировочные прокладки; 12 — ось ведомых шестерен; 13 и 15 — ведомая и ведущая шестерни основной секции; 14 — вал ведущих шестерен; 16 — корпус клапана; 17 — регулировочные прокладки; 18 — редукционный клапан основной секции; 19— шестерня привода; 20 — промежуточная шестерня привода; 21— задний маслоприемник; 22— маслоподводящая трубка; 23 — задняя крышка; 24 и 25 — задняя и передняя откачивающие секции; 26 — средний маслоприемник; 27 — нагнетательная секция; 28 — передняя крышка; 29 — маслоподводящая трубка; 30 — поддон картера; 31 — передний маслоприемник; 32 — шестерня привода. Отверстия: А — соединительное; Б — всасывающее; В — нагнетательное радиаторной секции; Г — нагнетательное основной секции; Д — канал подвода смазки ко втулке промежуточной шестерни

Ведущие шестерни 6 к 15 обеих секций закреплены на общем валу 14, а ведомые шестерни 7 и 13 насажены на общую ось.

Масло через отверстие Б попадает во всасывающую полость радиаторной секции. Отсюда меньшая часть масла шестернями этой секции через отверстие В нагнетается к радиатору. Большая же часть масла через соединительное отверстие А в проставке попадает во всасывающую полость основной секции и ее шестернями нагнетается через отверстие Г в систему смазки.

В резьбовые сверления обеих секций, расположенные против нагнетательных полостей, ввинчены корпуса 8 и 16 редукционных клапанов. Клапан 9 радиаторной и клапан 18 основной секций устроены одинаково. Давление, обеспечиваемое клапанами (см. табл. 7), регулируют прокладками 11 и 17. Их помещают между торцами пружин и пробками, которые удерживаются в корпусах клапанов шплинтами.

Масляный насос двигателя Д-108. Этот насос трехсекционный. Все ведущие шестерни закреплены на общем валике, а ведомые — вращаются на общей оси. Каждая пара шестерен, установленная в своем корпусе, отделена от соседних пар проставками и образует самостоятельную секцию. При работе передняя 25 и задняя 24 откачивающие секции забирают масло из соответствующих маслосборников поддона 30 и перекачивают его в средний маслосборник. Отсюда шестерни нагнетательной секции 27 подают масло в систему смазки. Непрерывная подача масла в средний маслосборник обеспечивает надежную работу системы смазки во время преодоления трактором уклонов, когда вследствие большой длины поддона все масло могло бы оказаться в передней либо в задней его части.

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Рекомендуемые статьи
В объявлениях
Семена гороха Ла Манш, Сантана Семена гороха Ла Манш, Сантана
Семена сои Весточка, Вилана, Дуар, Дуниза, Зара, Лира, Олимпия, Селена, Чара, Славия Семена сои Весточка, Вилана, Дуар, Дуниза, Зара, Лира, Олимпия, Селена, Чара, Славия
Семена подсолнечника СПК, Лакомка, Анюта, Р-453, Мастер, СУР, Белочка, Крупняк и др. Семена подсолнечника СПК, Лакомка, Анюта, Р-453, Мастер, СУР, Белочка, Крупняк и др.
Семена кукурузы гибриды СКАП 201, СКАП 202, СКАП 251 СВ, СКАП 302 СВ, СКАП 303 Семена кукурузы гибриды СКАП 201, СКАП 202, СКАП 251 СВ, СКАП 302 СВ, СКАП 303
Семена ярового ячменя Вакула Семена ярового ячменя Вакула
Семена сорго Самба, Самурай, Луч, Семирамида, Комби, Сажень, Сабантуй, Солярис Семена сорго Самба, Самурай, Луч, Семирамида, Комби, Сажень, Сабантуй, Солярис
Семена люцерны, суданки и эспарцета Семена люцерны, суданки и эспарцета
Проживание и еда за помощь по дому
Фасовка овощей картофеля оборудование, упаковка овощей картофеля оборудование, фасовка лука оборудование, фасовка моркови оборудование, упаковка лука оборудование Фасовка овощей картофеля оборудование, упаковка овощей картофеля оборудование, фасовка лука оборудование, фасовка моркови оборудование, упаковка лука оборудование
Линия для мойки, полировки, сушки, сухой очистки, сортировки, переборки, калибровки, фасовки, упаковки картофеля, овощей, моркови, лука, корнеплодов Линия для мойки, полировки, сушки, сухой очистки, сортировки, переборки, калибровки, фасовки, упаковки картофеля, овощей, моркови, лука, корнеплодов
Комплекс линии оборудования для переработки, мойки, полировки, шлифовки, сушки, сухой очистки, чистки, сортировки, калибровки, фасовки, упаковки картофеля, овощей, моркови, лука, свеклы, чеснока, перца Комплекс линии оборудования для переработки, мойки, полировки, шлифовки, сушки, сухой очистки, чистки, сортировки, калибровки, фасовки, упаковки картофеля, овощей, моркови, лука, свеклы, чеснока, перца
Оборудование техника машина для сухой очистки чистки овощей, картофеля, моркови, лука УСО-10 Оборудование техника машина для сухой очистки чистки овощей, картофеля, моркови, лука УСО-10
Линия по мойке, полировке, сушке, сухой чистке, сортировке, переборке, калибровке по размеру, упаковке, фасовке овощей, картофеля, моркови, лука, свеклы, корнеплодов Линия по мойке, полировке, сушке, сухой чистке, сортировке, переборке, калибровке по размеру, упаковке, фасовке овощей, картофеля, моркови, лука, свеклы, корнеплодов
Оборудование техника машина для фасовки упаковки овощей, картофеля, лука, моркови, свеклы, чеснока, фруктов УД-5 с клипсатором Оборудование техника машина для фасовки упаковки овощей, картофеля, лука, моркови, свеклы, чеснока, фруктов УД-5 с клипсатором
Линия по сортировки, фасовке, упаковке картофеля, овощей, лука, моркови, свеклы, чеснока, перца, фруктов, топинамбур Линия по сортировки, фасовке, упаковке картофеля, овощей, лука, моркови, свеклы, чеснока, перца, фруктов, топинамбур