Гидравлический золотниковый распределитель в тракторах

Распределитель трактора направляет поток масла, поступающего от гидравлического насоса в силовые цилиндры, и из цилиндров в бак, автоматически переключает гидросистему на холостой ход после окончания подъема или опускания орудия и предохраняет эту систему от перегрузок, перепуская масло от насоса в бак.

золотниковый распределитель на тракторе

Золотниковый распределитель на тракторе:

1 — отверстие для подсоединения маслопровода верхней полости силового цилиндра; 2 — нагнетательный канал; 3 — отверстие для подсоединения маслопровода нижней полости силового цилиндра; 4 — продольный сливной канал; 5 — отводной канал; 6 — корпус распределителя; 7 — верхняя крышка корпуса; 8 — пыльники; 9 — рычаг управления; 10 — ось рычагов управления; 11 — крышка перепускного клапана; 12 — опора пружины; 13 — направляющая втулка стержня клапана; 14 — золотник распределителя; 15 — пружина перепускного клапана; 16 — перепускной клапан со стержнем; 17 — отверстие для подвода масла от насоса; 18 — седло клапана; 19 — сливная полость; 20 — пружина возврата золотника в нейтральное положение; 21 — нижняя крышка распределителя; 22 — сливное отверстие; 23 — предохранительный клапан; 24 — направляющая клапана; 25 — пружина клапана; 26 — регулировочный винт; 27— контргайка; 28 — прокладка; 29 — пломба; 30 — колпачок; 31 — разгрузочные отверстия золотника

В чугунном корпусе 6 (рисунок) установлены три золотника 14, перепускной 16 и предохранительный 23 клапаны. К корпусу привернуты две крышки из алюминиевого сплава: верхняя 7, в которой шарнирно укреплены рукоятки для управления золотниками, и нижняя 21 — с отверстием 22 для слива масла в бак.

В корпусе имеются двенадцать резьбовых отверстий для присоединения маслопроводов. К одному из отверстий 17 присоединяют маслопровод от гидравлического насоса. К трем из пяти отверстий 3, расположенных на уровне буквы Я (подъем), — маслопроводы, подводящие масло в нижние полости силовых цилиндров. К трем отверстиям 1, расположенным под соответствующими отверстиями 3, маслопроводы, соединяющие гидрораспределитель с верхними полостями цилиндров. Остальные пять отверстий заглушены (их используют, когда распределитель ставят на трактор другой марки).

Внутри корпуса просверлены и отлиты каналы: нагнетательный 2, отводной 5 и два сливных — продольный 4 и поперечный, который расположен под золотником 14 и соединен со сливной полостью 19 нижней крышки 21.

Золотники 14 стальные, термически обработанные, изготовлены с большой точностью и входят в расточки корпуса 6 с малым зазором. На той же части золотника, которая находится в корпусе, сделаны кольцевые выточки. Бурты между выточками полированные. В боковое отверстие верхней (по рисунку) части золотника входит шаровая головка рычага 9. К нижней цилиндрической части золотника присоединены пружина 20 и другие детали для удержания золотника в требуемом положении и автоматического возврата в нейтральное положение.

Перепускной клапан 16 закрывает отверстие, соединяющее нагнетательный канал 2 со сливной полостью 19. Верхняя хвостовая часть клапана свободно перемещается во втулке 13. Клапан прижимается к седлу 18 нерегулируемой пружиной 15. Опора 12 нажимает на клапан через пружину и удерживается в корпусе крышкой 11, привернутой двумя болтами.

Предохранительный клапан 23 сообщен каналом с полостью, расположенной над цилиндрическим пояском перепускного клапана 16. Пружину клапана 23 регулируют винтом, который закрыт колпачком и пломбируется.

схема действия распределителя при различных режимах работы тракторного агрегата

Схема действия распределителя при различных режимах работы тракторного агрегата:

а — нейтральное положение; б — плавающее положение; в — подъем орудия; г — принудительное опускание орудия; 1 — рукоятка золотника, каналы маслопровода, подающего масло: 2 — в нижнюю полость силового цилиндра; 3 — в верхнюю полость цилиндра; 4 — пружина перепускного клапана; 5 — калиброванное отверстие пояска клапана; в — цилиндрический поясок клапана; 7 — нагнетательный канал; 8 — перепускной клапан; 9 — седло клапана; 10 — поперечный сливной канал; 11 — сливная полость; 12 — сливное отверстие; 13 — нижняя кольцевая полость; 14 — золотник; 15 — продольный сливной канал. 16 — отводной канал; 17 — силовой цилиндр; 18 — нижняя полость силового цилиндра; 19 — поршень; 20 — верхняя полость силового цилиндра; 21 — пружина золотника: 22 — верхняя кольцевая полость; А, В, Д, Е, Ж, З — цилиндрические пояски золотника; Б и Г — кольцевые выточки золотника

Рассмотрим по рисунке выше схему действия распределителя при различных режимах работы тракторного агрегата.

Когда тракторист переезжает, например на полевой участок, навесное орудие находится в крайнем верхнем, т е. транспортном положении, а рукоятка 1 распределителя занимает нейтральную позицию Н.

Масло, подведенное к нагнетательному каналу, выход из которого заперт поясками Е и Ж, устремляется по калиброванному отверстию 5 перепускного клапана 6 в отводной канал 16 и по выточкам Б и Г поступает в продольный сливной канал 15. Из него по поперечному каналу 10 масло сливается в полость 11 и далее через отверстие 12 и маслопровод— в масляный бак (на рис. а этот путь масла показан стрелками).

Из-за дросселирующего (тормозящего) воздействия калиброванного отверстия 5 давление масла над цилиндрическим пояском 6 перепускного клапана будет меньше, чем под ним. Поэтому клапан, преодолевая сопротивление пружины 4, поднимется от седла 9. Через образовавшуюся кольцевую щель, а также по отводному каналу 16 все масло, нагнетаемое насосом, стечет в сливную полость 11 и далее в бак.

Кольцевая камера 22, сообщающаяся с маслопроводом нижней полости 18 силового цилиндра, и кольцевая камера 13, сообщающаяся с маслопроводом верхней полости 20 этого цилиндра, отъединены поясками Д—Е и Ж—3 от сливной полости распределителя. Поэтому масло, имеющееся в силовом цилиндре 17, вытекать из него не может. Поршень 19, прижатый маслом к верхней крышке силового цилиндра, держит орудие в поднятом положении.

Начиная работу на полевом участке, тракторист должен опустить орудие из транспортного в рабочее положение.

Для этого рукоятку золотника ставят в плавающую позицию «Пл.», при которой золотник занимает самое верхнее положение, пружина 21 сжата, выточки и бурты золотника расположены в корпусе так, что обе полости силового цилиндра через кольцевые полости 22 и 13 сообщаются со сливной полостью распределителя, а нагнетательный канал 7 отъединен поясками Ж и 3 от цилиндра.

Поэтому перепускной клапан 8 открывается под давлением масла, и оно, как и при нейтральном положении, сливается в бак через открытый перепускной клапан и отводной канал 16. Навесное орудие получает возможность опуститься под действием собственного веса, а рабочие органы орудия — заглубиться в почву на величину, ограниченную опорным колесом орудия.

Эта позиция позволяет опорному колесу копировать рельеф почвы. При этом поршень перемещается в силовом цилиндре вверх и вниз, как показано на рис. 6 стрелками.

Когда поршень, перемещаясь в цилиндре, вытесняет масло из одной полости, оно через распределитель перетекает в другую полость этого цилиндра, не оставляя в нем пустот.

Тракторист, подъезжая к поворотной полосе, должен выглубить орудие из почвы. Для этого он устанавливает рукоятку золотника в положение подъема (рис. в). При таком положении золотника его поясок А перекроет отводной канал 16, а поясок Е откроет доступ масла из нагнетательного канала 7 в канал 2.

Масло, прошедшее через калиброванное отверстие 5 в отводной канал, не найдет выхода, поэтому давление масла сверху и снизу цилиндрического пояска 6 перепускного клапана станет одинаковым, и он пружиной 9 будет прижат к своему седлу.

Масло, подведенное насосом в нагнетательный канал, не будет сливаться в бак, а пройдет в канал 2 и из него в нижнюю полость силового цилиндра. Поршень 19 начнет подниматься в цилиндре и выжимать масло из его верхней полости в канал 3 и далее на слив в бак. Когда орудие поднимается до отказа, золотник автоматически переместится в нейтральное положение.

На рис. г показан путь масла в гидросистеме тракторов при принудительном опускании орудия. В данном случае, как и при подъеме, перепускной клапан закрыт, полости силового цилиндра сообщены с нагнетательным каналом 7 и сливной полостью 11 распределителя. Но масло идет из нагнетательного канала в верхнюю полость силового цилиндра, а из нижней его полости выжимается на слив в бак.

Принудительное опускание применяют при работе тракторов с ямокопателями, бульдозерами, грейферными погрузчиками и другими специальными машинами. В редких случаях, если почва очень уплотнена и рабочие органы сельскохозяйственного орудия не заглубляются в нее под действием собственного веса, тракторист вынужден для заглубления переводить рукоятку в позицию принудительного опускания. При этом необходимо, опустив орудие на требуемую глубину, сразу же переводить рукоятку в плавающую позицию, иначе золотник автоматически переключится в нейтральную позицию.

золотник и схема действия его фиксаторов

Золотник и схема действия его фиксаторов:

а — фиксаторы держат золотник в положении подъема орудия; б — пружина перемещает золотник в нейтральное положение; в — золотник удерживается пружиной в нейтральном положении; 1 — нижний стакан; 2 — пробка; 3 — пружина золотника; 4 — пружина фиксатора; 5 — верхний стакан; 6 — втулка фиксатора; 7 — шарик фиксатора; 8 — обойма фиксатора; 9 — бустер; 10 — регулировочная пробка; 11— гильза; 12 — пружина клапана; 13 — направляющий стакан; 14 — шарик клапана; 15 — седло клапана; 16 — фильтр; 17 — золотник

Схема автоматического возвращения золотника в нейтральное положение показана на рис. В конце подъема орудия поршень упирается в крышку цилиндра и поэтому возрастает давление масла во всей нагнетательной магистрали. Под действием повышенного давления масла открывается шариковый клапан 14. Масло проникает в полость гильзы 11 и опускает бустер 9. Нижний торец бустера отводит в ту же сторону втулку фиксатора 6. Шарики 7 конусной фаской обоймы 8 сближаются, выходя из точки В обоймы, и уже не удерживают золотник. Поэтому пружина 3 перемещает его вверх до нейтрального положения (рис. в). В это время давление масла в нагнетательной магистрали снижается, пружины 12 я 4 возвращают втулку 6, бустер 9 и шарик 14 в исходное положение. Масло, оставшееся в полости пружины 12, по винтовой канавке бустера стекает в нижнюю крышку корпуса распределителя.

В позиции опускания шарики фиксатора находятся в выточке Б обоймы. Из этого положения золотник переводится в нейтральное положение так же, как и из позиции подъема.

При плавающей позиции золотника шарики фиксатора входят в выточку А обоймы. Золотник выводится в нейтральную позицию вручную.

В случае задержки возврата золотника из положений подъема или опускания в нейтральную позицию давление в нагнетательном клапане распределителя повысится до 130—135 кгс/см2. При таком давлении откроется предохранительный клапан 23 (см. первый рис.), перепуская часть масла из полости над кольцевым пояском перепускного клапана в сливную полость распределителя. Давление над перепускным клапаном снизится; масло, находящееся в нагнетательном канале под повышенным давлением, поднимет этот клапан и будет стекать в сливную полость.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Рекомендуемые статьи
В объявлениях