Азербайджанская лошадь

К вопросу о выносливости и работоспособности азербайджанской лошади

Азербайджанская лошадь, издавна разводимая в старейших и вместе с тем лучших коневодческих районах Азербайджана, а именно: в Казахском, Акстафинском и Таузском районах, пользуется заслуженной славой у коневодов Азербайджана и всего Закавказья.

Указанные районы имеют развитое племенное коневодство.

Необходимо отметить, что крестьянство республики проявляет особый интерес к породе и всячески старается расширить зону ее распространения. Во время обсуждения вопроса о выборе породы для разведения на общих собраниях колхозников в подавляющем большинстве колхозов было высказано пожелание о принятии в качестве улучшателей местных азербайджанских лошадей.

Азербайджанская лошадь получила распространение не только в названных выше районах. В пределах Закавказья, помимо районов разведения, лошади этой породы разводятся также в Дилижакеком, Иджеванском и Шамшадинском районах, Армении, в Люксембургском, Караязском, Борчалинском и Сагареджинском районах, Грузии, а также в ряде других районов.

Азербайджанская лошадь обладает своеобразными особенностями экстерьера и общего телосложения по сравнению с местными, неулучшенными лошадьми других районов республики.

Эти особенности выражаются прежде всего в верховом типе, выгодно отличающем лошадей азербайджанской породы от основной массы лошадей, разводимой в Азербайджане. Говоря об этих особенностях, считаем необходимым отметить, что они не являются, на наш взгляд, прямым производным от араба или какой-либо арабизироваяной породы в прошлом, как склонны полагать это некоторые исследователи. Внося путаницу в историю происхождения породы, эти исследователи пытаются навязывать породе чуждое ей название, как, например, делибозская.

Известный исследователь животноводства Азербайджана проф. И. И. Калугин еще в 1926 г. в своей капитальной работе «Исследование современного состояния животноводства Азербайджана» указывал, что делибозские лошади, являвшиеся помесями от скрещивания с привозными турецкими арабами карабахских и азербайджанских кобыл в условиях помещичьих хозяйств западных районов Азербайджана, сошли со сцены еще в начале нынешнего века.

Проф. И. И. Калугин указывает, что «Хотя лошади Казахского уезда (ныне Казахского, Акстафинского и Таузского районов.— В. 3.) и показывают некоторые отличия от остальной группы центрального Азербайджана, но искать причину этих отличий во влиянии делибоса нет никакого основания, так как подобно Карабаху делибос редко доходил до массовой лошади и быстро сошел со сцены. Найти в настоящее время представителей этих лошадей много трудней, чем Карабаха. К тому же, происходя от карабахских кобыл, делибос был также раз нетипичен и еще менее константен как молодая порода».

В вопросе о происхождении азербайджанской лошади мы придерживаемся взгляда проф. И. И. Калугина, объясняющего своеобразность современной азербайджанской лошади «меньшим на нее влиянием монгольского и западного типа». На, самом деле при внимательном изучении экстерьера чистопородной азербайджанской лошади опытный исследователь не заметит в представителях породы признаков, присущих арабам или арабизированным пародам.

До установления советской власти в Азербайджане никакой работы с азербайджанской породой лошадей не велось. Потом в район разведения азербайджанской лошади стали завозить жеребцов-производителей русской рысистой (1927— 1929 гг.), чистокровной верховой породы, а потом — терской и арабской пород, а также помесей арабской и чистокровной, кабардинской чистокровной.

Наилучшие результаты достигнуты при улучшении двумя породами — терской и арабской. Это в известной мере объясняется тем, что содержание лошадей табунное с применением отгонной системы, причем лошади почти круглый год питаются подножным кормом. Это и послужило причиной того, что производящий состав племенных ферм либо является помесями арабской и терской пород либо улучшенными особями, приравненными к чистопородным, а также чистопородными азербайджанскими.

Современная азербайджанская лошадь обладает крепкой конституцией, верховыми и верхово-вьючными формами экстерьера, весьма вынослива, подвижна и довольно смела в условиях бездорожья, высокогорных районов, легко преодолевает и крутые подъемы, неся на себе всадника. Во время Великой Отечественной войны азербайджанские лошади зарекомендовали себя как наиболее выносливые среди местных пород, пройдя путь от Кавказских гор до Берлина. Экстерьер азербайджанской лошади характеризуется следующими данными промеров: высота в холке — 139,73 см, косая длина туловища —136,41, обхват груди —166,62 и обхват пясти — 18,39 см. В породе преобладает серая масть.

Азербайджанская лошадь изучалась рядом авторов: проф. И. И. Калугиным, доц. В. И. Канделаки, кандидатом сельскохозяйственных наук С. А. Джафаровым и др. Исследования, проведенные этими авторами, в основном сводились к описанию породы, сравнительному изучению результатов скрещивания с разными улучшающими породами, завозимыми в Азербайджан с 1927 г.

Бывшей азербайджанской опытной станцией животноводства (ныне Институт животноводства) глубоко изучены результаты скрещивания верхово-чистокровиой лошади с азербайджанской.

Благодаря целенаправленной работе Бакинского ипподрома в течение последних лет удалось выявить резвость азербайджанских лошадей, выращенных в племенных фермах зоны деятельности госплемрассадиика азербайджанской лошади. Так, например, резвость азербайджанской лошади и ее помесей, по данным С. А. Джафарова, выражается в следующих показателях:

Резвость азербайджанской лошади и ее помесей

Из приведенных данных видно, что на дальние дистанции, начиная с 2400 м, между сравнимыми группами особенно большой разницы (за исключением арабо-азербайджанских помесей) нет и что улучшение азербайджанской лошади арабской и терской породами направлено главным образом к увеличению калибра, массы и экстерьера. По выносливости же азербайджанская лошадь вполне удовлетворительная.

Известно, что определение выносливости лошади по результатам испытаний на гладких скачках явно недостаточно, а работ по выявлению работоспособности и выносливости азербайджанской лошади на дальние дистанции в литературе не имеется.

О выносливости азербайджанской лошади на дальние дистанции имеется только несколько отрывочных сведений, выражающихся в отдельных недокументированных рекордах. Хотя эти сведения, как не основанные на научном исследовании, не представляют особой ценности, но все же считаем нужным привести их со слов коневодов. Например, коневоды Казахского района указывают на то, что и темно-гнедой мерин азербайджанской породы в возрасте 10 лет за 16 часов (с привалами в пути и в конечном пункте) покрывал расстояние от г. Казаха до Тбилиси и обратно (около 210 км). Такой же случай рассказывают о жеребце, покрывшем такой путь в другом направлении за 12 часов. Эти сведения об индивидуальных рекордах на дальние дистанции хотя и подтверждали выносливость азербайджанской лошади, однако не могли служить объективным критерием при оценке выносливости и работоспособности породы. В связи с этим назрела прямая необходимость провести дистанционное испытание на выносливость и выявить внутренние качества породы. Это требовало организации испытаний азербайджанской лошади с проведением клинических и других исследований.

С этой целью госплемрассадником азербайджанской лошади под нашим руководством с 18 по 24 декабря 1950 г. было организовано первое в истории породы дистанционное испытание.

Проведению дистанционного пробега предшествовала подготовительная работа, выразившаяся в отборе лошадей и выборе состава людей для пробега. Было осмотрено и отобрано 30 жеребцов в возрасте от 5 до 12 лет, принадлежащих племенным фермам района деятельности госплемрассадника азербайджанской лошади (Казахский, Акстафинский и Таузский районы).

После отбора лошади были поставлены на лучшие условия кормления и содержания. Одновременно с этим перешли к тренингу лошадей и к подготовке всадников к предстоящему пробегу. Маршрут пробега общей протяженностью 465 км был намечен заранее.

В начале старта путь проходил сравнительно легко. За 93-м километром маршрут был тяжелый. Для преодоления крутых подъемов в наступающих сумерках зимы, конникам приходилось спешиваться. Дальнейший путь в большинстве был пройден по дорогам с крутыми подъемами и спусками, из них протяженность пути в 15 км был пройден в ночное время при 5° мороза.

Средний вес одной лошади, участвовавшей в дистанционном пробеге: до марша — 355,5 кг, после марша — 346,6 кг. Потеря веса на марше - 2,3%. Вес всадника—61,6 кг, вес обмундирования и запаса питания — 10 кг, не считая веса седла.

Кормление лошадей производилось по норме: концентратов (ячмень и овес) — 6,5 кг, сена — 10 кг в сутки. Поение проводилось на привалах из источников по указанию ветперсонала соответствующего района.

За два часа до начала старта все жеребцы, участвовавшие в дистанционном пробеге, были взвешены на проверенных возовых весах. Одновременно проводились исследования по определению температуры, пульса и дыхания. С целью контроля такое исследование проводилось на 5—6 лошадях, а по прибытии к месту финиша — на всех лошадях.

Подавляющее большинство лошадей имело в состоянии покоя пульс, не превышающий 40 ударов в минуту (от 27 до 40).

То же самое можно указать и в отношении температуры, которая в состоянии, покоя колебалась от 37,4 до 38,8.

Разница в температуре тела в начале и в конце марша, за исключением трех лошадей (Далиджа—1,3°, Цилиндр — 2,0°, Самур — 1,5°), колебалась от 0 до 09° по пульсу и дыханию больших отклонений от нормы тоже не наблюдалось.

По Н. С. Черепанову лошади, имеющие пульс не свыше 70 ударов в минуту -и дыхание не свыше 40, должны быть отнесены к группе с хорошим состоянием. В наших исследованиях по обоим показателям как в состоянии покоя, так и после марша лошади имели соответственно: пульс от 31—60 ударов и дыхание от 18—28, что несомненно является показателем хорошего состояния после марша.

Для наглядности эти сравнения приводятся в таблице ниже.

Средние показатели веса, дыхания, пульса и температуры лошадей до и после марша

Средние показатели веса, дыхания, пульса и температуры лошадей до и после марша

Средние показатели веса, дыхания, пульса и температуры лошадей до и после марша

Из данных таблиц видно, что по пульсу и дыханию лошади после совершенного марша были в хорошем состоянии, а по температуре — в удовлетворительном. Повышенное число дыханий в минуту мы объясняем конституциональной особенностью лошади (горная лошадь).

Определенный интерес представляют так же данные о потере в весе, полученные во время пробега (табл. ниже).

Потери в весе лошадей, участвовавших в дистанционном испытании

Потери в весе лошадей, участвовавших в дистанционном испытании

На основании приведенных в этой таблице данных всех лошадей, участвовавших в пробеге, необходимо разделить на следующие три группы: 1) лошади, прибавившие в весе на марше от 0,3 до 2%, 2) сохранившие вес и 3) потерявшие в весе от 1,1 до 6°/о.

Рассматривая потерю в весе во время марша в породном разрезе, мы находим, что наименьшую потерю имели чистопородные азербайджанские и помеси, являющиеся производными от араба и азербайджанских лошадей (Самур, Самолет, Памбых, Эльнар, Кошар и др.).

Относительно большую потерю в весе пяти жеребцов (Лачын, Горвачин-2, Карангуш, Цыгай и Фокс) надо объяснить, с одной стороны, темпераментностью их и с другой слабой подготовкой к дистанционному испытанию.

В итоге дистанционного испытания путь общей протяженностью в 465 км был пройден за 48 ходовых часов, или за 6 дней, что составляет в день 8 ходовых часов. Остальное время приходилось на привалы и ночлег. Скорость движения на плоскости при сочетании шага и рыси (шагом — 30 м, рысью — 5 м), а на пересеченной гористой местности только шагом составляет 9,37 км в час.

Дистанционное испытание было завершено при хорошем состоянии лошадей. Подавляющее большинство было в состоянии продолжать путь и покрыть еще такое же расстояние. Это прежде всего относится к чистопородным азербайджанским лошадям и арабо-азербайджанским помесям. Ярким примером может служить случай с жеребцом Памбых из колхоза имени Сталина, Таузского района. Маршрут дистанционного испытания проходил через территорию колхоза. Памбых во время движения, почуяв близость конюшни, внезапно сорвался с места и галопом проскакал около километра.

Люди, управляющие лошадьми, проявили способность и умение владеть лошадью в трудных условиях.

Азербайджанская лошадь показала способность к дальним переходам в трудных условиях гористой местности.

Улучшение азербайджанской лошади арабской и терской породами наряду с улучшением экстерьера, увеличением калибра и массы не уменьшает ее выносливости.

3. К. Бердяев, кандидат сельскохозяйственных наук

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Рекомендуемые статьи