Самодельные тележки

Самодельные тележки

Многие кролиководы и звероводы для перевозки кормов и других грузов по участку используют самодельные тележки. Среди них немало простых и удобных устройств, значительно облегчающих труд.

Оригинальная велотележка схема

1— каркас; 2 — седло; 3 — задние колеса; 4 — цепь; 5 — звездочка; 6 — педали; 7 — поворотный кронштейн; 8 — ведущий шарнир; 9 — рама тележки; 10 —кузов; 11 — руль; 12 — ограничитель поворота: 13 — ось колес

Оригинальную велотележку (рис. выше) создали, например, москвичи Морозовы. Она состоит из задней части двухколесного велосипеда для взрослых, к которой спереди присоединена (вместо демонтированных руля и переднего колеса велосипеда) установленная на два велосипедных колеса тележка с кузовом. Перемещать это транспортное средство может даже человек, не умеющий ездить на обычном велосипеде. У тележки три точки опоры, поэтому она очень устойчива. Несложно и управлять ею: высокий П-образный руль скреплен с рамой тележки, а та насажена на поворотный кронштейн, имеющий два жестких ограничителя поворота. Для остановки велотележки, как и у всех двухколесных велосипедов, достаточно обратным движением педалей «включить» трещотку заднего колеса.

Гораздо проще по устройству, хотя и требует больше сил для передвижения, тележка В. Шишкова из Пензы. В боковине железной бочки он вырезал продолговатое прямоугольное отверстие, а под ним, ближе к одному из днищ, прикрепил болтами две палки-ручки. Затем с обеих сторон получившегося вытянутого подобия корыта (ниже его срединной линии) на коротких штырях приварил по металлическому толстому кругу, с помощью роликов или шариков перекатывающихся по опорным стальным колесам. Чтобы опорожнить тележку, нужно резко приподнять ручки, опрокидывая емкость на 180°. Чтобы можно было сбросить груз с тележки без особых усилий, рационализатор В.Томашевский из Саратова в поперечинах рамы своего транспортного средства (рисунок ниже) вырезал полукруглые гнезда-выемки (2-5).

 Чтобы сбросить груз с тележки без особых усилий 

1 — ролик; 2 — упор; 3 — гнезда 4 — рама тележки

В них установил ролики, вмонтированные в специальную платформу. Во время перевозки последняя, поддерживая груз, лежит на раме тележки. Но стоит на месте разгрузки слегка приподнять один край платформы, как ролики под действием груза начинают вращаться и кладь съезжает на землю.
По-другому решил ту же задачу ленинградец И. Павлов. П образный стальной уголок он согнул под прямым углом (рис. ниже) примерно на одной четверти его длины, если считать от перемычки.
 

Тележка конструкции И. Н. Павлова.

Тележка конструкции И. Н. Павлова.

Получившаяся рамка треугольными кронштейнами установлена на ось с двумя колесиками от детской коляски. Ближе к рукояткам умелец присоединил поворачивающийся вокруг оси металлический двузубец с приваренным посередине его перекладины штырем. Груз на этой тележке возят в мешке. При его наполнении раму устройства поднимают вертикально (ставят на ее изогнутую часть), горловину мешка протаскивают через кольцо, установленное на металлическом двузубце, и закрепляют на нем зажимами. Завершив погрузку, мешок завязывают, с его горловины снимают зажимы и металлический двузубец переворачивают — тогда при разгрузке тележка устойчиво опирается на три точки: два колеса и штырь.

В средство транспортировки И. Слюсарев из Магнитогорска превратил вышедшую из строя раскладушку. Согнув две ее дюралюминиевые боковые трубки в виде знака V, он нижней частью установил их на два колеса от детской коляски. Ширина получившейся тележки рассчитана на перевозку 20-литровой кастрюли, которая как бы уложена в брезентовое полотно, пружинами прикрепленное к тем же трубкам. Поэтому при перевозке даже по очень неровной дороге емкость почти не трясет.
Москвич Н. Ковалевский сконструировал тележку, которую легко превратить в сани.

Сани на колесах

Сани на колесах

Концы двух перекладин от детской коляски (рис.) он загнул вверх по радиусу 20 мм, отведя их за вертикаль на 15°, а среднюю часть длиной 60 см оставил горизонтальной. Вышли отменные санные полозья. Противоположные концы каждого из них соединил стальными полосами, а последние между собой стянул тремя поперечными стержнями. Образовалась лежащая на полозьях прочная рама. В ее боковинах, отступив на 15 см, справа и слева просверлил 4 сквозных отверстия; через них пропустил стержни — оси будущих колес. Сами колеса закрепил шайбами и шплинтами, и получилось очень удобное приспособление. Надо использовать его зимой — рационализатор кладет груз (рюкзак, корзину, даже доски длиной до 4 м) между колесами. Летом он просто переворачивает тележку и, положив груз между полозьями, свободно катит ее. Еще одно универсальное транспортное средство смастерил житель Иссык-Кульской обл. И. Семенов.

Универсальное транспортное средство

1 — ручка: 2 — ящик (или кузовок); 3 — полоз; 4 — опорная скоба; 5 — кронштейн колеса; 6 — цапфа; 7 — колесо

Два уголка размером 25×25 мм и длиной по 80 см на расстоянии 50 см от края он изогнул в виде санных полозьев (рис. 5) и эти части соединил между собой двумя металлическими поперечинами так, чтобы верхнюю из них можно было использовать в качестве ручки. Потом в горизонтальной части каждого полоза просверлил по два отверстия диаметром 6 мм для установки П-образных опорных скоб — на них укладывают тарный ящик или иную емкость. Чтобы превратить эти грузовые санки в тележку, к вертикальным ножкам скоб болтами М6 достаточно присоединить кронштейны с цапфами и с их помощью установить колеса от детской коляски.

В. В. Гольдман, инженер

Подготовлено к публикации редакцией портала Я-фермер.RU по материалам журнала «Кролиководство и звероводство» за 1991 год.

Виды сельскохозяйственной деятельности: