Бизнес предложил России новый экономический курс

Неолиберальная экономическая политика, которая еще с 90-х проводится в России, в нынешних условиях внешних вызовов становится особенно опасной для страны. Такой вывод был сделан на прошедшей 8 декабря под эгидой московского экономического форума (МЭФ) секции «Смена экономического курса — ответ на внешние угрозы». Как пишет«БИЗНЕС Online», МЭФ предложил вниманию общественности «Хартию-2016», на основе которой намерены создать широкое движение для смены экономического курса.
О чем говорится в «Хартии-2016» (отметим, что документ базируется на тезисах «Партии профессионалов», Столыпинского клуба, Института экономики РАН)?
Россия обладает всем необходимым для эффективного развития. Это и земля (120 млн га сельхозугодий), и природные ресурсы — энергетические, минеральные, водные. Это и уникальный человеческий потенциал. В последние 25 лет все это использовалось неадекватно. «Ложные ориентиры спровоцировали затяжное отставание России от мировых держав, — говорится в документе. — Мы держим ошибочный курс на повышение налогов, пенсионного возраста, удорожание кредитов, продолжаем экономить на образовании, медицине, науке. Предприниматели не знают, куда качнется экономический курс страны. Число предпринимателей в России недопустимо мало и продолжает сокращаться (в 16 раз меньше, чем в ЕС, и в 36 раз меньше, чем в США). Инвестиции (более 60%), долгосрочные кредиты и доходы бюджета РФ ориентированы только на нефтегазовый сектор».
Так, бывший менеджер «Пятерочки» предприниматель Дмитрий Потапенко в ходе заседания Московского экономического форума назвал экономическую политику властей «перепиливанием», а эмбарго — «переделом рынка присосавшимися к чиновникам компаниями».
Дискуссия состоялась 8 декабря в рамках работы секции Московского экономического форума (МЭФ). В стенограмме заседания указывается, что одним из первых выступающих был управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко, который представился предпринимателем, занимающимся ретейлом.
В ходе заседания, посвященного смене экономического курса в качестве ответа на внешние угрозы, Потапенко заявил, что внешних вызовов не видит. По его мнению, «четыре нокаутирующих удара» нанесены по стране исключительно российскими экономическими властями. Этими ударами бизнесмен назвал эмбарго, которое, по его словам, введено «под передел рынка» «конкретными присосавшимися к государственным чиновникам компаниями». Также Потапенко подверг критике «запретительные и запредельные ставки кредитования», указ об уничтожении продуктов и «налог Ротенберга» (имеется в виду введенный в начале декабря сбор с большегрузных автомобилей), передает агентство РБК.
«Когда идет речь о том, нужно ли менять экономический курс, очень хочется задать вопрос: кому? Я хочу увидеть этого человека», — сказал Потапенко, указав на продолжающиеся незаконные налоговые проверки и досудебные задержания предпринимателей.
«Диалог бизнеса и власти происходит последние 20 лет как диалог мясника с коровой, ласково заглядывая в глаза и держа нож под горлом с вопросом: а что у нас сегодня — говядина или молоко?» — сказал Потапенко, попросив власти забыть о бизнесе, как сделали это в 1990-е.
После этой речи у Потапенко состоялся диалог с первым заместителем председателя комитета Госдумы по промышленности Владимиром Гутеневым, который говорил о нарушениях со стороны иностранных компаний и швейцарских банков, а также о схемах, которые российские компании используют для ухода от проверок. Потапенко в ответ указывал, что издержки на открытие компании в России в четыре раза выше, чем за рубежом, а проверок за девять лет работы за рубежом у него не было. «Когда вы будете своими деньгами, руками делать, а не комиссии возглавлять, разница есть — свечку держать и руками работать», — сказал он.
Гутенев также защитил сборы с большегрузов, которые действуют в разных странах. В ответ Потапенко указал, что с учетом транспортного налога и топливного акциза речь идет уже о третьем денежном сборе с логистической составляющей. «Если вы конкретно под конкретную контору перепиливаете всю экономику, мы это знаем», — завершил дискуссию бизнесмен.
Уроженец Москвы Потапенко занимался бизнесом с начала 1990-х, основав сеть магазинов электроники. В середине 2000-х он был управляющим сбытовой сети «Пятерочка», а с 2005 года — партнером компании Management Development Group Inc, под управлением которой находятся, в частности, сети «Гастрономчикъ» и ProdЕСО. Помимо этого бизнесмен был автором передач на Finam FM, «Сити ФМ» и радиостанции КП.
«Что-то вы не так сделали»
На секции МЭФ выступил и директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин, который также раскритиковал правительство и даже призвал его уйти в отставку.
В своем выступлении Грудинин неоднократно подчеркнул, что чиновники не выполняют указания Владимира Путина. «Год назад президент говорил о том, что нужно провести амнистию капитала. Амнистии не произошло, значит, что-то вы не так сделали, что никто капитал обратно не возвращает», — возмущался аграрий. Та же история, по его мнению, произошла с поручением Путина обеспечить защиту малого бизнеса от проверок.
В Послании Федеральному собранию Путин сообщил, что в прошлом году следователи возбудили «почти 200 тыс. уголовных дел по так называемым экономическим составам». «До суда дошли 46 тыс. из 200 тыс., еще 15 тыс. дел развалилось в суде. Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15% дел», — отметил президент. «При этом абсолютное большинство, около 80%, 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес», — резюмировал Путин.
Вспомнил Грудинин и о прозвучавшем в послании призыве Путина бороться с коррупцией. «В этот момент [телекамеры] показывали людей, которых точно сажать надо, причем в стране об этом знают», — заявил бизнесмен (во время этой части послания оператор телетрансляции задержал крупный план на генпрокуроре Юрии Чайке).
«Экономические условия, налоговая база и обеспечение такое, что нам невыгодно вообще в принципе производить, — перечислял Грудинин. — Кто же будет вкладывать деньги, если это невыгодно в принципе?» Как и Потапенко, он раскритиковал решение о сборе с большегрузов и введение пошлин на зерно.
Сама по себе налоговая система не так уж обременительна для малого бизнеса, но издержки, необходимые для администрирования налогов очень высоки, считает первый вице-президент общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Владислав Корочкин. По его словам, как только индивидуальный предприниматель нанимает больше двух работников, ему приходится отчитываться перед всеми внебюджетными фондами и либо тратить на это несколько дней, либо нанимать для этого нового сотрудника.
Несмотря на протесты бизнеса, в 2016 году появится почти два десятка новых неналоговых платежей, добавляет эксперт. Кроме «Платона», речь, в частности, идет о плате за утилизацию упаковки (в том числе и для импортеров), за размещение отходов производства и за поддержку системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система, созданная для обеспечения государственного надзора за производством и оборотом спиртных напитков), перечислил он.
Зерновой портал Центрального Черноземья