Коробки передач с реверсом

Во время работы трактора в ряде случаев возникает необходимость изменять его скорость не только при движении вперед, но и при заднем ходе. Например, для получения высокой производительности при перемещении грунта бульдозером, обработке террас, склонов и т. п. скорость заднего хода должна быть достаточно высокой. В то же время операции маневрирования (осаживание при разворотах, подъезд к агрегатируемой машине) в целях безопасности должны выполняться с малой скоростью. Поэтому у ряда тракторов есть устройство, называемое реверсом, которое позволяет получить несколько передач заднего хода. Механизм реверса иногда помещен внутри коробки передач, иногда же расположен вне ее.

Коробка передач трактора Т-4. Четырехскоростная, двухходовая коробка, работая совместно с двухступенчатым реверс-редуктором, обеспечивает восемь передач для движения вперед и четыре — назад. Ее корпус 30 (рис. ниже) крепится к корпусу заднего моста.

коробка передач трактора Т-4

Коробка передач трактора Т-4:

1 — ведущий вал реверс-редуктора; 2 — лоток; 3 — стакан; 4—шестерня ведущего вала; 5—каретка редуктора; 6—вилка редуктора; 7, 26 и 27— валики; 8, 25 и 42—крышки; 9 — вилка реверса; 10 и 20 — фиксаторы; 11 — пружина; 12 и 22 — кулисы; 13 — колонка; 14 — рычаг реверс-редуктора; 15 — валик блокировки; 16 — первичный вал коробки; 17—18 — каретка включения I—V и II—VI передач; 19 — пробка фиксатора; 21 — рычаг коробки передач; 23 и 24 — вилки коробки передач; 28 — 29 — каретка включения IV—VIII и III—VII передач; 30 — корпус коробки; 31, 32 и 49 — роликовые подшипники; 33 — вторичный вал коробки; 34 — шестерня III — VII передач; 35 — распорная втулка; 36 — шестерня IV—VIII передач; 37— шестерня II—VI передач; 38 — шестерня I—V передач; 39 — сливные пробки; 40 — стакан; 41 — шайба; 43 — регулировочный болт; 44 — упор; 45 - регулировочные прокладки; 46, 47 и 50 — шариковые подшипники; 48 — корпус реверс-редуктора; 51—52 — блок шестерен; 53 и 56 — игольчатые подшипники; 54 и 55 — оси; 57 — каретка реверса; 58 — шлицевая втулка; 59 - пробка-сапун; 60 — фиксатор валика блокировки; 61 — стопор замка

Спереди к нему привинчен корпус 48 реверс-редуктора. Ведущий вал 1 реверс-редуктора и первичный вал 16 коробки пустотелые, сквозь них пропущен внутренний вал привода вала отбора мощности.

Первичный вал вращается в шариковом 47 и роликовом 31 подшипниках. По шлицам вала могут перемещаться две каретки 17—18 и 28—29 переключения передач.

Вторичный вал 33 изготовлен вместе с конической шестерней. На нем, чередуясь с распорными втулками 35, установлены шестерни 34, 36, 37 и 38. Задний конец вала опирается на роликовый 32, а передний — на шариковый радиально-упорный 46 подшипники.

Регулировочные прокладки 45 под фланцем упора 44 служат для достижения полного зацепления конических шестерен. При удалении прокладок и подтягивании болтов упор через крышку 42 смещает назад стакан 40 вместе с подшипником и валом.

Шестерни коробки передач обратимы. После износа одной стороны зубьев все шестерни поворачивают на 180° и меняют местами каретки 28—29 и 17—18 на первичном валу, а также шестерни 38 и 34 на вторичном валу.

Реверс-редуктор позволяет изменять направление и скорость движения трактора путем изменения числа оборотов и направления вращения первичного вала коробки передач. Ведущий вал 1 реверс-редуктора установлен соосно с первичным валом в стакане 3 на роликовом 49 и шариковом 50 подшипниках.

Заодно с ведущим валом редуктора изготовлена ведущая шестерня, а также шлицевой поясок, одинаковый по размерам со шлицами первичного вала коробки. Поэтому, когда каретку 5 редуктора, установленную на шлицевом конце первичного вала, перемещают вперед, то она своими внутренними шлицами соединяет ведущий вал редуктора и первичный вал коробки.

В левом (по ходу трактора) нижнем углу корпуса реверс-редуктора расположен блок промежуточных шестерен 51—52, вращающийся на двух игольчатых подшипниках 53 на оси 54. Большой венец этого блока постоянно зацеплен с шестерней 4 ведущего вала редуктора. Выше блока шестерен расположена каретка 57 реверса, которая может перемещаться по шлицам втулки 58, опирающейся через два игольчатых подшипника 56 на ось 55.

Благодаря большой длине зубцов эта каретка постоянно остается в зацеплении с кареткой 5.

 положение шестерен реверс-редуктора трактора Т-4 при включении 

Положение шестерен реверс-редуктора трактора Т-4 при включении:

а — ускоренных передач; б — замедленных передач; в — передач заднего хода. Обозначения позиций те же, что и на рис. выше

При нейтральном положении каретки 5 редуктора вращаются только ведущий вал и блок шестерен. Если же каретку 5 переместить вперед (положение, показанное на рис. а), то вместе с ведущим валом редуктора как одно целое будет вращаться и первичный вал коробки.

Если теперь перемещать каретку по шлицам первичного вала и зацеплять шестерни 17 и 38, 18 и 37, 29 и 34, 28 и 36, то будут получены ускоренные передачи V, VI, VII и VIII соответственно.

Если каретку 5 редуктора сместить назад и ввести в зацепление с малой шестерней 51 (рис. б) блока, то первичный вал коробки будет вращаться в прежнем направлении, но медленнее ведущего вала редуктора. Зацепляя те же шестерни первичного и вторичного Балов коробки, соответственно получают I, II, III и IV передачи.

Когда каретка редуктора находится в нейтральном положении, а каретка 57 реверса смещена вперед (рис. в), то последняя, оставаясь в зацеплении с кареткой редуктора, одновременно входит в зацепление и с большой шестерней 52 блока. При этом вращение с шестерни 4 ведущего вала передается на большую шестерню 52 блока, далее на каретку 57 реверса и каретку 5 редуктора. В результате первичный вал будет вращаться в обратную сторону и медленнее ведущего вала. Поэтому при зацеплении шестерен 17 и 38, 18 и 37, 28 и 36, 29 и 34 получают передачи заднего хода: I, II, IV и III соответственно.

Коробка передач и реверс-редуктор имеют отдельные рычаги 21 и 14 переключения, установленные шарнирно в колонках, подобно рычагам переключения коробки передач трактора Т-74.

Между крышками и колонками закреплены кулисы 12 и 22.

Каретки коробки передач перемещаются вилками 23 и 24, закрепленными на валиках 26 и 27. Последние удерживаются фиксаторами 20, над которыми размещен валик 15 блокировки. Для более надежного предупреждения одновременного включения двух передач в горизонтальном сверлении перемычки между валиками 26 и 27 заложен цилиндрический стопор замка. У обоих валиков против стопора сделаны углубления. Когда один из валиков перемещается в продольном направлении, скос углубления нажимает на стопор, вдавливает его в углубление другого валика и надежно фиксирует последний.

Каретки 5 редуктора и 57 реверса переключаются посредством вилок 6 и 9, перемещаемых по неподвижно закрепленным валикам 7. Шариковые фиксаторы 10, вставленные вместе с пружинами 11 в гнезда вилок, при переключении передач входят в кольцевые выточки валиков и этим фиксируют каретки. Положение верхних концов рычагов переключения при включении различных передач показано на рис. 116.

В сообщающиеся полости корпусов коробки передач и заднего моста заливают автотракторное масло (АК-15 летом и АК-Ю зимой) до контрольного отверстия в корпусе заднего моста. При работе масло шестернями забрасывается в лоток 2, откуда через пустотелую ось 55 стекает в полость корпуса реверс-редуктора и смазывает его детали.

Коробка передач трактора Т-100М.

коробка передач трактора Т-100М 

Коробка передач трактора Т-100М:

а — разрез коробки; б — механизм переключения; 1 — первичный вал; 2 и 4 — блок шестерен; 3 — корпус; 5 — трубка масломерной линейки; 6 — заливная горловина; 7 и 8 — блок шестерен III и IV передач; 9 — шестерня II передачи; 10 — каретка V передачи; 11 и 12 — блок шестерен V и I передач; 13 — шестерня привода сервомеханизма; 14 - вторичный вал; 15—16 — каретка I и II передач; 17—18 — каретка III и IV передач; 19 — промежуточный вал; 20 — каретка реверса; 21 — регулировочные прокладки; 22 — промежуточная шестерня; 23 — ось; 24 — корпус механизма переключения; 25 — внутренний рычаг реверса; 26 — скоба; 27 — ось; 28 — валик; 29— наружный рычаг реверса; 30 — рычаг переключения передач; 31 — уплотнение; 32 — шайба; 33 — пружина; 34 — планки; 35 — валик блокировки; 36 — корпус валика блокировки; 37 — фиксатор; 38 — валики переключения; 39, 40 и 41 — вилки переключения I и II, V, III и IV передач; 42 — вилка реверса

Эта коробка позволяет получать пять передач вперед и четыре назад. В корпусе 3 расположены первичный 1, вторичный 14 и промежуточный 19 валы, которые опираются спереди на шариковые, а сзади — на роликовые подшипники.

На оси 23 установлена промежуточная шестерня 22, вращающаяся на двух роликовых подшипниках. Она постоянно зацеплена с шестерней 2 блока, закрепленного на первичном валу. На шлицы промежуточного вала надеты двухвенцовые каретки 15—16, 17— 18 и каретка 20 реверса. На вторичном валу шестерни закреплены неподвижно.

схема валов и шестерен коробки передач трактора Т-100М

Схема валов и шестерен коробки передач трактора Т-100М:

а — передний ход; б — задний ход. Обозначения позиций те же, что и на рис. выше

Направление движения трактора изменяют переключением каретки 20 реверса. Когда ее сдвигают вперед и зацепляют с промежуточной шестерней 22 (рис. а), промежуточный вал вращается в том же направлении, что и первичный. Если при этом поочередно зацеплять шестерни 15 и 12, 16 и 9, 17 и 8, 18 и 7, то получают соответственно I, II, III и IV передачи переднего хода.

Когда каретку 20 реверса перемещают назад и зацепляют с шестерней 4 блока, закрепленного на первичном валу (рис. б), то промежуточный вал вращается в обратном направлении. Поэтому, если теперь зацеплять те же шестерни промежуточного и первичного валов, то будут получены четыре передачи заднего хода.

Для включения V передачи каретку 10 зацепляют с шестерней 11. Так как при этом вторичный вал получает вращение непосредственно от первичного, минуя механизм реверса, то на V передаче трактор может двигаться только вперед.

Механизм переключения смонтирован в корпусе 24, который прикрепляют справа к корпусу коробки. Вилки 39, 40 и 41, соединяемые соответственно с каретками 15—16, 10 и 17—18, закреплены на валиках 38. В прорезях вилок, расположенных на одном уровне, перемещается нижний конец рычага 30 переключения передач.

Вилка 42 реверса, закрепленная на нижнем валике и соединенная с кареткой 20, передвигается внутренним рычагом 25, который укреплен на общем валике с наружным рычагом 29 реверса. Сбоку расположены горизонтальные фиксаторы 37 и вертикальный валик 35 блокировки.

Детали коробки передач смазываются маслом, заливаемым в полость корпуса через горловину 6. Уровень масла контролируют масломерной линейкой, вставленной в трубку 5. Летом для смазки применяют автотракторное трансмиссионное масло (нигрол), а зимой — автотракторное масло АК-15. При температуре ниже — 20° С рекомендуется применять масло АКЗп-6.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: