Гидроувеличитель сцепного веса

Гидроувеличитель сцепного веса

В сельском хозяйстве большое распространение получили колесные тракторы Т-150К. Как и все колесные тракторы, трактор Т-150К имеет более низкие тягово-сцепные качества по сравнению с гусеничными тракторами.

При агрегатировании трактора Т-150К с навесными и полунавесными машинами его эксплуатационную массу, а следовательно, и тягово-сцепные качества можно увеличить за счет силового воздействия навесной машины на трактор, дополнительно установив на него гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ). Гидроувеличители сцепного веса установлены только на тракторах Минского тракторного завода и, как показала практика, в южных зонах страны они не используются. Когда списывают тракторы МТЗ, списывают ГСВ, которые можно использовать на тракторах Т-150К.

В Ворошиловградском сельскохозяйственном институте на трактор Т-150К дополнительно установили гидроувеличитель сцепного веса с гидроаккумулятором от списанного трактора МТЗ-50.

Такой гидроувеличитель включили в гидравлическую систему рабочего оборудования трактора по схеме трактора МТЗ-50 (см. рис.).

Схема включения ГСВ в гидросистему трактора Т-150К

Схема включения ГСВ в гидросистему трактора Т-150К: 1 — масляный насос; 2 — масляный бак; 3 — тройник; 4 — гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ); 5 — манометр; 6 — гидроаккумулятор; 7 — силовой цилиндр; 8 — распределитель

Полость нагнетания распределителя 8, полость подъема силового цилиндра 7 и гидроаккумулятор 6 соединили с гидроувеличителем 4 шлангами высокого давления, а сливные полости гидроувеличителя и распределителя — тройником 3 с масляным баком 2. Для соединения шлангов высокого давления тракторов Т-150К и МТЗ-50 специально изготовили штуцера-переходники.

Гидроувеличитель крепят в кабине трактора на полике слева от водителя. Чтобы легче было управлять гидроувеличителем, его рукоятку удлинили. Гидроаккумулятор 6 устанавливают и закрепляют на щитке задней полурамы трактора. Для контроля давления подпора в силовом цилиндре в гидравлическую схему включают манометр 5.

Настройка давления подпора и работа с гидроувеличителем сцепного веса производятся так же, как и у трактора МТЗ-50.

Использование трактора T-150K с гидроувеличителем сцепного веса на вспашке в агрегате с плугом ПЛН-5–35 в учебно-опытном хозяйстве Ворошиловградского сельскохозяйственного института подтвердило эффективность предложенного способа догрузки трактора. Величина догрузки трактора T-t50K при максимальном давлении подпора (маховичок ГСВ завернут до отказа против часовой стрелки, что соответствует давлению подпора 2,8–2,9 МПа (28–29 кгс/см2) составила примерно 7,0 кН (700 кгс).

С увеличением эксплуатационной массы трактора за счет догрузки улучшились его тягово-сцепные качества, что снизило буксование и увеличило рабочие скорости движения (см. табл.).

Тягово-сцепные показатели работы тракторного агрегата, оборудованного ГСВ

Тягово-сцепные показатели работы тракторного агрегата, оборудованного ГСВ

Так, при вспашке залежи твердостью 2,2–2,4 МПа (22–24 кгс/см2) и влажностью 12–15% буксование снизилось с 15,7 до 10,4% при глубине вспашки 32–33 см и с 10,4 до 5,5% при глубине вспашки 27 см. На поле из-под картофеля твердостью 1,25–1,75 МПа (12,5-17,5 кгс/см2) и влажностью 14–17% буксование снижалось с 13,5 до 3,85% и с 10,3 до 3,6% при глубине вспашки соответственно 30–32 и 25–27 см.

Снижение буксования способствовало увеличению рабочей скорости пахотного агрегата. Так, на залежи скорость возросла в среднем на 4 и 10% соответственно на глубине вспашки 27 и 32–33 см. На поле из-под картофеля — на 10 и 14% соответственно при глубине вспашки 25.»27 и 30–32 см. Когда увеличилась скорость движения агрегата, повысилась его производительность в среднем на 5–12% в зависимости от почвенного фона и глубины вспашки.

Изменения, внесенные в конструкцию гидравлической навесной системы, не нарушают ее работоспособность.

Ю. Никонов, кандидат технических наук
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: