Ужение хариуса — с весны до первого снега

Нет на Урале интереснее, труднее ужения, чем ужение хариуса.

Фото хариусаВспоминаю свое первое знакомство с хариусом на Батране — небольшой горной речушке, впадающей в Белую. Как и во всех горных реках Башкирии, вода его была свежа, холодна и приятна на вкус. Густой хвойный лес веселой рамкой окаймлял реку. Струи мчались по камням, разбиваясь в белую пену, звенели на перекатах, разливались тихими, задумчивыми плесами…

Я расчехлил удочки и решил попытать счастья. Ничего не вышло. Пробовал ловить и на быстрине, и в заводях — клева не было. Плюнул с досады и пошел на хутор.

В прохладном сарайчике сосед Ибрагим делал колеса. Ибрагим, молодой черноглазый красавец, смуглолицый, с тонким орлиным носом и великолепными белыми зубами, встретил меня своей неизменной улыбкой. Топор играл в его сильных руках, пахло деревом, свежими стружками.

— Ну, поймал? — спросил Ибрагим.
—Нет! Рыбы у вас в Батране нет...
— Ай, зря!.. Рыбы много... Ловить не умеешь. Вот закончу — пойдем вместе...
После обеда пришли к реке. Ибрагим говорит:
— Вода чистая. Рыба больно хорошо видит. Вот как надо...

Он присел за куст и ловко перебросил через него леску в воду. Место было удачное: быстрый перекат постепенно переходил в заводь. Вода подхватила леску и понесла вниз. Ибрагим начал подергивать удилище. Я с интересом ждал. Вот дрогнула и вытянулась леска, Ибрагим энергично подсек. Не вставая из-за куста и не высовываясь наружу, он подвел рыбу к берегу, вытянул руки — и полуторакилограммовый хариус забился в траве.
— Вот как надо!
Не сходя с места, Ибрагим выудил еще двух рыб. Я не выдержал:
— А ну-ка, я попробую...
Проба вышла плачевная: я не умел сразу перебрасывать леску через кусты, а когда это удавалось, то, не видя лески, никак не мог правильно уловить момент подсечки, а хариус хватает всегда жадно и быстро. Ибрагим помогал мне и советами и примером, я горячился и еще больше все портил.
— Ладно, Георгич. Гуляй на перекат. Леску по струе пускай. Удилищем не махай, а то рыбу распугаешь...

Последовав доброму совету, я выбрался к перекату и, не взмахивая удилищем, пустил леску на быструю струю. Мушка мигом пропала в пене. Струной вытянулась леска, подсечка — и мой первый хариус серебром заиграл на солнце…

С того памятного дня прошло много времени, и я обзавелся не только детьми, сединой, болезнями, но и кое-каким опытом ловли хариуса.

Удилище должно быть легким, иначе его невозможно будет держать на весу в течение нескольких часов. Вершинка должна хорошо пружинить, но не быть чрезмерно гибкой, иначе плохо будет чувствоваться поклевка, а подсечка — запаздывать. Диаметр лески выбирается в зависимости от того, какая рыба, по сведениям удильщика, водится в реке.

В качестве насадки хороши красные, юркие, крепкие черви, которых можно найти в черноземе, между грядками, вблизи коровников и т. п. Можно ловить и на обычного земляного червя, но не особенно толстого. Навозные же черви слишком хрупки для такого энергичного хищника, как хариус.

Охотник за хариусами должен иметь специальную экипировку. Так как приходится много ходить по воде, необходимы непромокаемые болотные сапоги. В ловле хариуса требуется маскировка, поэтому летний костюм желателен под цвет зелени, древесных стволов, осенний — сероватый. Лучше сшить его из ткани цвета хаки, тогда он будет пригоден для того и другого сезона. Никакой ручной клади нельзя брать с собой — она только мешает. Для запаса пищи и для улова достаточно надетой через плечо спортивной сумки. Червей надо держать в коробке, обшитой снаружи кожей и сделанной наподобие охотничьего патронташа.

Придя впервые на хариусовую речку, рыболов иногда испытывает растерянность — куда забросить? Тут, у переката, буйная струя разбивается о камни; там, на повороте, река круто режет берег; дальше — разливается широким шумливым потоком...

Опытный рыболов распускает леску, как требует обстановка, насаживает червя и бесшумно, осторожно делает заброс сначала на перекат — здесь часто держится хариус. Рыболов стоит за кустами или деревом либо лежит в траве, не показываясь над водой: даже тени его осторожная рыба может испугаться и уйти.

Держа удилище на весу, давая крючку с насадкой возможность плыть возле дна, рыболов обследует весь участок реки, доступный из укрытия. Не клюнуло на перекате — он осторожно перекидывает снасть к берегу. Приманка «погуляла» возле коряг, на струе, пошла по течению… Не клюнуло и здесь — перекидывает в омут… Молниеносный удар передается руке! Энергичная подсечка — и над водой показался сначала спокойный, а потом рвущийся во все стороны красавец хариус. Нужно большое искусство, если дело происходит в зарослях, чтобы рыбу довести до берега, не дать ей застрять или сойти с крючка. Не следует забывать при этом, что нижняя губа у хариуса нежная, легко разрывающаяся. Подсечка должна быть энергичной, но с легкой мимолетной выдержкой. Это достигается по мере накопления опыта.

Километр за километром проходит рыболов, терпеливо облавливая перекаты, омуты и другие заманчивые места на реке. Удачнее всего он рыбачит на перекатах и омутах, причем в омутах чаще клюет крупный хариус. Лишь после обильных дождей, когда реки мутнеют и уровень их поднимается, хариусы берут плохо.

Как только спадут весенние воды, начинается сезон охоты на хариуса, и до самого снегопада можно вести захватывающую борьбу с хитрым, сильным, красивым хищником, упивась чудесной музыкой горных рек и любуясь прелестью хвойных лесов, во всякое время года величественных и неувядающих!..
В. Горский