«Льдотрясение» и клев

«Льдотрясение» и клев

Рыбалка на БайкалеУтверждают, что некоторые животные задолго предчувствуют многие явления природы, в том числе землетрясения. В связи с этим хочу поделиться одним любопытным наблюдением. В середине марта 1981 года мы выехали на соревнования по подледной ловле рыбы на озере Байкал. Нужно сказать, что иркутяне хорошо освоили для рыбалки акваторию между островом Ольхон и западным берегом Байкала, а рыболовной «резиденцией» стал маленький поселок Сарма. Здесь и проводятся соревнования. У нас в запасе был свободный день, можно было порыбачить «для души». Вначале мы обследовали ближайшие места, а затем решили проверить одну бухту у северной оконечности острова Ольхон. Это километрах в 60-ти от Сармы по ледовой дороге. Пока добрались до места, был уже почти полдень.

Погода стояла на редкость ясная и теплая. Расположившись на ровном льду среди старых торосов, начали ловить. Клев был слабый, но равномерный. Попадались средние и крупные хариусы.Так продолжалось около трех часов. Затем произошло такое, что трудно поддается описанию. Раздался грозный, нарастающий гул, лед оглушительно затрещал и заходил ходуном. Следом за первым толчком — второй и удаляющийся гул. Все это длилось примерно минуту и очень напоминало сильное землетрясение.

Успокоившись, мы продолжали рыбалку, хотя и сомневались, что после такой встряски из этого что-то получится. Но прошло 10—12 минут и — сильная поклевка! Клев возобновился и был таким же, как и ранее. Возвратившись в Иркутск, стали выяснять, было ли землетрясение. Сейсмологи ответили отрицательно. Что же тогда произошло? Наиболее вероятно, что «льдотрясение» было связано с гигантским разрывом льда — образованием так называемой становой щели. При изменении температуры лед сжимается или расширяется, и в результате может произойти его разрыв на протяжении десятков, а возможно, и более километров.

Мы, видимо, оказались довольно близко к месту разрыва и поэтому сполна прочувствовали всю его мощь. Между землетрясением и «льдотрясением» можно, как мне кажется, провести определенную аналогию. В обоих случаях напряжения постепенно возрастают и, достигнув критической величины, резко «снимаются». Но, конечно, полностью тождественными эти явления считать нельзя. По нашим наблюдениям, «льдотрясение» практически не сказалось на клеве ни до него, ни после. Естественно, из этого не следует, что землетрясения тоже не влияют на клев. Пока, кажется, таким вопросом никто не задавался, а ответить на него можно, лишь имея данные наблюдений…

На обратном пути мы еще раз могли убедиться в грозной силе пережитого события. В одном месте выкололась большая льдина, в другом возник многокилометровый непреодолимый торос с хаотически вздыбленными глыбами крепчайшего льда толщиной метр с четвертью. И это лишь побочные эффекты!

В. Бани, г. Иркутск